В столице Бурятии не ведется ни одного уголовного дела против владельцев игровых заведений, замаскированных под интернет-клубы и лотереи. Все расследования пришлось прекратить из-за пробела в законодательстве
Тысячи лудоманов
Заведений с вывеской "Интерактивный клуб" или, еще более скромно, "Интернет" на улицах Улан-Удэ с каждым днем становится все больше. Там стоят игровые интернет-автоматы, даже внешне напоминающие своих предков — "одноруких бандитов". Правда, без рычага и купюроприемника. Схема игры такова — отдаешь деньги администратору заведения, который выдает кодовую комбинацию цифр. Вводишь цифры в интернет-автомат и играешь.
Свыше 30 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предположительно, являются организаторами запрещенного вида деятельности. Для этого они арендовали помещения, заключили договоры на поставку оборудования и договоры по подключению к Сети.
Как нам рассказал один из представителей "интерактивного" бизнеса, самые крупные залы находятся на "Саянах", в торговом центре "Заря", а также в торгово-развлекательном центре "Сибирь". В крупные точки за сутки приходит около двухсот человек. В мелкие — около двадцати за тот же отрезок времени. Играть приходят абсолютно разные люди, от мала до велика, из разных социальных прослоек, разного материального уровня. Правда, в подавляющем большинстве это представители мужского пола. И, что самое страшное, - - в основном, это одни и те же люди, так называемые лудоманы.
Проигрыши их почти не останавливают или останавливают на недолгий период. Это говорит о том, что интерактивные клубы — та же самая азартная "зараза", просто хитро замаскированная. Минимальный платеж — пятьдесят-сто рублей. Максимальный ограничен лишь возможностями кошелька играющего. Правда, сейчас количество клиентов в этих заведениях слегка уменьшилось, но это лишь сезонное явление.
Странная поправка
Как сообщили в Центре по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка МВД по РБ, в настоящее время работа игорных заведений регламентируется 244-м федеральным законом. В соответствии с ним игровой бизнес может действовать лишь в 4 игорных зонах. Это Алтайский край, Амурский край, Калининградская область, Краснодарский край. В других субъектах не должно быть никаких игровых клубов.
После вступления этого закона в силу весь игорный бизнес по всей стране почти сразу свернулся. Тех, кто решил "поиграть" с законом, ставила на место милиция. Владельцы игорных заведений привлекались к ответственности по 171-й статье Уголовного кодекса — за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Чтобы работать легально, игровому клубу нужно было получить разрешение. Но получить его можно было лишь на территории специальных зон. Все заведения, так или иначе предоставляющие гражданам доступ к азартным играм, оказывались вне закона. Уголовным кодексом предусматривалась ответственность — либо штраф от 30 до 50 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Но в нынешнем году была принята поправка, которая исключила слова "требуется разрешение" из закона. Эта простая поправка связала милицию по рукам и ногам: привлечь к ответственности лиц, формально не осуществляющих азартные игры, невозможно. Прямой юридический запрет распространяется лишь на игровые автоматы старого образца с купюроприемником, а интернет-услуги по предоставлению доступа к казино не регламентируются вообще.
Правительство получило задание
После введения поправок в Бурятии сразу были прекращены уголовные дела в отношении игровых заведений. Зато доходы этих клубов и смелость их владельцев возросли в разы. Теперь этих клубов чуть ли не больше, чем до введения запрета на игорный бизнес.
Выход один — разработать местную законодательную базу, запрещающую функционирование интерактивных клубов. Президент Вячеслав Наговицын уже обратил внимание на игровые автоматы, работающие под вывеской Интернета, и дал задание правительству выработать предложения по прекращению деятельности игорных заведений. Кстати, после того как президент Вячеслав Наговицын упомянул на планерке игровое заведение по улице Октябрьской, оно тут же сняло вывеску и закрылось.
Фото "Номер один"