«Привыкнуть к человеческому горю невозможно, даже если сталкиваешься с ним каждый день», — говорит следователь Иван Белокопытов. 26-летний Иван Белокопытов — один из молодых сотрудников СУ Следственного комитета при Прокуратуре России по Бурятии. Его будни — расследование тяжких и особо тяжких преступлений: убийства, суициды, изнасилования и коррупционные преступления
Придя через год после создания службы в 2008 году, он уже зарекомендовал себя как один из лучших сотрудников следственного органа. Он привык к ненормированному графику, частым дежурствам, кропотливой писанине с огромными томами уголовных дел, выездам на место преступления и допросам. И считает, что невозможно привыкнуть к тому, чтобы видеть страдания людей.
Хорошее дежурство — это без убийств
— Бывало, за сутки приходилось и по пять раз выезжать, — говорит он.
Ему не приходится бегать за преступниками с пистолетом, участвовать в задержаниях, как чаще всего показывают в сериалах. Его работа — многочасовые допросы потерпевших и подозреваемых, составление протоколов с мест преступлений, а также координация действий и подготовка указаний оперативникам из милиции.
— Мы работаем в одной связке, и нужно продумать план действий, чтобы не упустить важные детали на месте преступления, — говорит Иван Белокопытов.
Первый вызов поступил в девятом часу вечера. В дачном товариществе «Ранет» на улице найден труп пожилого мужчины. Осмотр тела дает основания предполагать, что смерть ненасильственная, предположительно случился сердечный приступ из-за алкогольного отравления. Родные умершего рассказали, что бывший летчик, будучи на пенсии, стал часто выпивать. И в последние дни он тоже злоупотреблял спиртным. Соседи-дачники рассказали, что в тот день видели умершего, он, хотя и был трезв, жаловался на плохое самочувствие.
— Следов насильственной смерти не обнаружено, однако окончательное заключение даст вскрытие, — говорит Иван Белокопытов.
Спустя час снова поступает вызов. На этот раз сообщение о самоубийстве. Одиннадцатый час вечера. Дежурная бригада под руководством Белокопытова едет в поселок Светлый. На пороге их встречают растерянные родные, которые провожают к месту самоубийства.
На заднем дворе лежит тело 60-летнего хозяина. Представшая картина ужасает: труп мужчины с огнестрельной травмой головы, много крови, осколки черепа и повсюду кусочки мозга. Однако Белокопытов привычно делает свою работу. Погибший сам выстрелил себе в голову из обреза.
Задача следователя — поговорить с родными и выяснить обстоятельства, побудившие человека к суициду. В это дежурство это был последний вызов.
— И слава богу, не потому, что работы нет, а потому, что люди не погибают, — говорит следователь Белокопытов.
Сознательный выбор
Иван Белокопытов признается, что всегда мечтал работать следователем. Даже зная, насколько это сложная профессия, он не сомневался в своем выборе. Уже со второго курса юридического факультета БГУ он неизменный практикант прокуратуры Советского района Улан-Удэ.
После окончания — год стажировки. Набирался опыта, несмотря на нагрузку и отсутствие выходных. Рабочий день следователя не нормирован. А если ты новичок, тем более. Большое желание и старание оказались не напрасными. Молодого юриста взяли на службу в Следственное управление СКП России по Бурятии. Сам он скромно считает, что ему просто «повезло».
— Чтобы работать здесь, выдерживают не все, наверное, нужен характер, — считает Иван Белокопытов.
Расследование бытовых преступлений зачастую легче тех, что совершают чиновники, как бы это ни звучало кощунственно. В случае с коррупционными преступлениями изобличить нечестного чиновника гораздо сложнее. Более полугода назад следователю Белокопытову доверили дела и этого направления.
— Чаще всего эти люди, занимающие высокие должности, не признают своей вины и активно противодействуют следствию, — говорит Иван Белокопытов.
Он признается, что для расследования преступлений, связанных с должностными превышениями, необходимо хорошее знание законодательства, нередко приходится изучать нормативную документацию.
К этому не привыкают
— Конечно, сказать, что привык, нельзя. Работа накладывает отпечаток, становишься сдержаннее, менее эмоциональным, это сразу замечают близкие, родные и друзья, — признается Иван.
Из всех дел ему в деталях вспоминается одно: два брата убили женщину и сняли с нее норковую шапку, чтобы продать и снова купить спиртное. Погибшая — воспитательница, которая шла ранним утром на работу в детский сад.
— Когда мы прибыли на место, ее личность была еще не установлена, но спустя некоторое время выбежала дочь, которая, рыдая, бросилась к ней… Нет, к такому нельзя привыкнуть, — подытоживает следователь Белокопытов.