Авто
7269

Техрегламент хоронит правый руль?

По всей вероятности, рынок праворульных японских автомобилей в России рухнул. 23 сентября, спустя год с момента опубликования, в стране вступает в силу новый технический регламент, который ставит заслон подержанным автомобилям из заграницы

По всей вероятности, рынок праворульных японских автомобилей в России рухнул. 23 сентября, спустя год с момента опубликования, в стране вступает в силу новый технический регламент, который ставит заслон подержанным автомобилям из заграницы



Документ, правильное название которого «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», был опубликован на страницах «Российской газеты» в сентябре 2009 года. Уже тогда текст техрегламента вызвал немало споров, дебатов и обсуждений. Жители половины страны, от Урала до Дальнего Востока, вздрогнули от мысли, что ввоза праворульных автомобилей не будет больше никогда. И вот свершилось.

В Улан-Удэ настоящая паника

Буквально через две недели, 23 сентября, документ, кажущийся многим россиянам спорным, вступает в силу. Причем окончательная редакция техрегламента практически не отличается от первоначальной.

Однако паника по поводу запрета праворульных автомобилей началась в Бурятии намного раньше. Еще с конца июля по Улан-Удэ поползли слухи о том, что с сентября ГИБДД прекращает ставить на учет японские автомобили. Испуганные люди толпами ринулись на авторынки, а продавцы тут же взвинтили цены.

Несмотря на то что некоторые машины подорожали на сто и более тысяч рублей, жители Бурятии их покупают. Логика людей проста: лучше купить и зарегистрировать в ГАИ иномарку сегодня, чем упустить шанс и потом всю жизнь ездить на отечественном «корыте».

— На авторынке сейчас происходит самый настоящий ажиотаж, — рассказал «Информ Полису» государственный инспектор отдела технического надзора Управления ГИБДД МВД по Бурятии Дмитрий Иванов. — Люди скупают японские автомобили за любые деньги и в огромном количестве их регистрируют. Поэтому на пунктах регистрации сейчас очереди.

На самом же деле такая паника не совсем обоснованна. Машины, уже ввезенные в страну, из оборота никто изымать не будет, так же как и вводить запрет на регистрацию их в ГИБДД, куплю-продажу и другие юридические действия.

А вот ввезти иномарку из Японии теперь, скорее всего, не получится. Поэтому притока «свежих праворулек» ни в Бурятии, ни в России больше не будет. Японские автомобили, ввезенные ранее, просто доживут свой век и тихо умрут.

Полная русификация

— Из-за вступления в силу нового технического регламента сложности при ввозе автомобилей из Японии действительно возникнут, — сообщил государственный инспектор технического надзора Дмитрий Иванов.

Офицер ГИБДД назвал ряд причин, по которым ввоз праворульных автомобилей будет невозможен.

Начнем с того, что с 23 сентября ввезти в Россию из заграницы можно будет автомобили только тех марок, чьи дилеры официально зарегистрированы в стране. Причем больше одного дилера одной и той же марки не предусмотрено. Также раньше в России не было никаких ограничений по количеству цифр в идентификационном номере (VIN). Теперь же их должно быть только 17.

— Японский VIN состоит из 14 цифр, — объясняет Дмитрий Иванов. — А новый техрегламент допускает VIN только европейского образца из 17 цифр.

Кроме 17-значного VIN, новый технический регламент требует, чтобы весь интерфейс, находящийся в машине, был русифицированным. Это касается даже бортового компьютера.

— Компьютер, который находится в автомобиле, должен быть полностью русифицирован, включая кнопки и монитор, на который выводится текст, — говорит Дмитрий Иванов.

Следить за тем, чтобы ввозимый в Россию автомобиль соответствовал всем требованиям техрегламента, будут и работники таможни, и члены специальных комиссий, в которые входят и представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения России.

— Согласно Закону «О безопасности дорожного движения», все, что передвигается по дорогам общего пользования, должно быть сертифицировано, — говорит Дмитрий Иванов. — Это касается и автомобилей, и их составных частей. Такой сертификацией и занимается специальная комиссия, ее члены контролируют продукцию, ввозимую в Россию из-за рубежа.

Если «японка» живет в России давно…

то ее владельцу практически ничего не грозит. Известно, что у нас в стране закон не имеет обратной силы. Значит, те машины, которые были ввезены в Россию до 23 сентября 2010 года, будут полноправно ездить по дорогам страны. Их владельцы смогут проходить технический осмотр, совершать регистрационные действия и т.п.

— Если автомобили были ввезены в Россию до введения в действие нового техрегламента, то ограничить их оборот никто не сможет, — подтвердил Дмитрий Иванов.

Единственное, с чем придется столкнуться владельцам автомобилей, так это с ростом штрафов. В связи с вступлением в силу техрегламента вступают в силу и поправки к Кодексу об административных правонарушениях.

— Например, за управление транспортным средством с тонировкой, которая не соответствует требованиям ГОСТа, штраф будет составлять уже не 100, а 500 рублей, — сообщил Дмитрий Иванов.

А на больших автомобилях, в частности на джипах, будут запрещены так называемые «кенгурятники». Но только при условии, что они изготовлены из стали или других металлов. Использовать пластиковый «кенгурятник» новый техрегламент демократично допускает.

— Из металлических составляющих на передней части автомобиля могут быть только решетки защиты фар, — поясняет Дмитрий Иванов.

Понятно, что, кроме подросших штрафов на дорогах, владельцев тонировки «в ноль» и тяжеленных «кенгурятников» ждут еще и сложности при прохождении государственного технического осмотра в ГИБДД.

Обмануть закон не получится ни у кого

Наверное, многие сейчас думают о том, что выход можно найти из любого положения, даже самого безвыходного. Российская смекалка обязательно найдет способ протащить-таки запретное японское авто в Россию всеми правдами и неправдами. Однако это ничего не изменит.

— Такой автомобиль невозможно будет поставить на учет, — говорит Дмитрий Иванов, — ведь все транспортные средства проходят процедуру осмотра, и инспекторы будут четко контролировать соответствие автомобиля требованиям, которые предъявляет техрегламент.

Конечно, можно пойти и полулегальным путем — по объявлениям в Интернете уже хоть сейчас можно найти специалистов, занимающихся русификацией бортовых компьютеров. Однако насколько это целесообразно — покупать авто в Японии, да еще и заморачиваться с дорогостоящей процедурой «перепрошивки», — вопрос сложный. Наверное, большой целесообразности в этом подходе нет, да и опять же правый руль никуда не денешь.

2 сентября в СМИ прошла информация, что премьер-министр России Владимир Путин подписал ряд поправок, смягчающих жесткие требования техрегламента. В поправках речь шла и о ВИНе, и о «кенгурятниках». Но вот вступят ли в силу эти поправки и когда это произойдет, никто не знает.

Плачевный итог?

Как знать. Ведь тенденция к «леворукости» наметилась в России уже давно, и наверняка многие были готовы к такому повороту событий. К тому же машина с левым рулем, как ни крути, безопаснее при правостороннем движении.

— Я считаю, что вступление в силу нового технического регламента, безусловно, отразится на безопасности дорожного движения, — говорит государственный инспектор отдела технического надзора Управления ГИБДД МВД по Бурятии Дмитрий Иванов. — В первую очередь из-за того, что к участию в дорожном движении будут допускаться транспортные средства, соответствующие нашим стандартам, ГОСТам и правилам.

К тому же эта мера станет свое-образной поддержкой отечественного автопрома. Ведь технику у нас, что ни говори, делать умеют. Может быть, и автомобильная отрасль когда-то начнет развиваться…

Автор: Аревик Сафарян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях