Скоро билеты на «дальние» автобусы можно будет приобрести, только предъявив паспорт или заменяющий его документ. Эти изменения кардинально повлияют на систему междугородного сообщения. Готова ли к этому Бурятия?
Пересмотреть систему междугородного автобусного сообщения заставил тот факт, что террористки, взорвавшие бомбы в московском метро, приехали в столицу на междугородном автобусе. В них перемещения пассажиров не отследишь, как в поездах или самолетах. Поэтому власть обратила пристальное внимание на отсутствие учета персональных данных пассажиров. Как это будет осуществляться в Бурятии, если в Улан-Удэ до сих пор нет своего официального автовокзала? Вместо него есть так называемые места отправления междугородных маршрутов, в том числе и рядом с бывшим автовокзалом. Но десятки рейсовых микроавтобусов отходят из других мест. Например, желающие уехать в сторону Гусиноозерска подходят к Центральному рынку, автобус в Оку набирает людей с железнодорожного вокзала. В Министерстве транспорта Бурятии вынуждены мириться с этой ситуацией.
— Да, эти места не приспособлены, нет ни зала ожидания, ни медицинского кабинета, ни комнаты матери и ребенка. Но мы не трогали маршрутчиков, потому что не было автовокзала. Нам просто некуда было их переместить. Но с появлением нового автовокзала люди больше не будут отправляться с мест, мало приспособленных для стоянки и отправления автобусов, — говорит главный специалист Министерства транспорта Бурятии Иван Баранов.
Долгожданные автовокзалы
Новый автовокзал должен появиться на территории бывшего судостроительного завода. Строящая его компания пообещала сдать объект к 1 октября этого года, сообщили нам в Министерстве транспорта Бурятии. Это будет вокзал с предварительным названием «Южный». Он будет обслуживать маршруты южного и юго-западного направления. Другой автовокзал под рабочим названием «Северный» планируется открыть совместно с ОАО «Городские маршруты». Пока идет проектирование и согласование с надзорными органами. Но дату открытия второго автовокзала не берутся назвать даже специалисты Министерства транспорта.
Между тем междугородные микроавтобусы в Иркутск или Маньчжурию давно стали альтернативой не только пригородным электричкам, но и поездам дальнего следования.
— Мне удобнее и проще отправить в Иркутск своих работников на микроавтобусе. Подошел, пересчитал, проверил, все ли на месте, и оплатил проезд. Не надо стоять в очереди в кассе, собирать паспорта и дешевле обходится, — говорит предприниматель Владимир Жалсанов. — И потом, автобусное расписание намного удобнее, можно попросить остановиться в любом месте.
Многие пассажиры тоже исходят из того, что микроавтобус идет быстрее поезда и провести в нем пять-шесть часов до Иркутска удобнее, чем в душном вагоне. Хотя есть и те, кто выбирает безопасность поезда.
— Я один раз застрял посреди монгольской степи на сломанном автобусе. А потом еще узнал, как обошлись с пассажирами перевернувшегося автобуса. С тех пор предпочитаю самый неудобный плацкарт, чем автобус. Ведь все эти автобусы принадлежат частникам. Купят что подешевле, лишь бы ездил. На поезде хотя бы осмотр делают регулярный, — говорит пенсионер Дмитрий Тарханов.
В сезоны отпусков и праздников, когда билеты на поезда и самолеты раскупаются заранее, автобус для многих единственная возможность добраться до соседних городов.
Регулярный или заказной?
В Бурятии рынок междугородных перевозок давно занят частниками, более расторопными, чем государство. Но и просто купить автобус и возить людей нельзя. Надо получить транспортную лицензию, нанять водителей. Закон разделяет перевозки на «регулярные» или «заказные». Разница этих форматов в том, что для регулярных перевозок надо зарегистрировать маршрут, получить разрешение на перевозку, иметь место отправления на автовокзале или официальной стоянке. А главное, регулярный перевозчик обязан иметь четкое расписание. Если уж следовать полностью духу закона, то регулярный междугородный перевозчик обязан продавать билеты, в том числе через кассы автовокзала, и, соответственно, рекламироваться. То есть иметь четкое расписание. Если с последним все обходится сарафанным радио, то кто видел билеты на маршрут, например, Улан-Удэ — Иркутск?
— В павильоне возле бывшего автовокзала есть предварительная продажа билетов, но не на все маршруты, — соглашаются в Министерстве транспорта республики. — Вести учет пассажиров могут только «регулярные» перевозчики. Без всякой бухгалтерии работают так называемые «черные таксисты». Это раньше они должны были получать лицензию на такие услуги. А сейчас этот вид деятельности исключен из списка лицензируемых.
Сейчас головная боль российского Минтранса — что делать с «заказными» рейсами? На западе России многие владельцы автобусов предпочитают работать в формате заказных перевозок. В этом случае по документам каждый фактически регулярный рейс оформлен как разовый заказ от некой организации для перевозки группы пассажиров. Такой автобус может отправляться откуда угодно. Ему не нужно иметь ни карту маршрута, ни схему опасных участков. Пока юридически ограничений для стоянок таких автобусов нет, подать их под посадку можно в любом месте, если это не нарушает прав владельцев территории и не противоречит ПДД. Предложить таким «заказникам» перевестись в разряд «регулярных» нет возможности: не хватит места на автовокзалах. Как признал замминистра транспорта РФ Николай Лямов, где-то 70 процентов россиян перевозят именно «заказники». Зато в Бурятии этот процесс пройдет намного легче.
— Возможно, эта цифра верна для западных регионов России. В Бурятии эта цифра означает ситуацию наоборот. У нас почти 90 процентов составляют «регулярные» перевозчики. А «заказными» в основном занимаются турагентства или вовсе «черные» таксисты на легковых машинах, — объясняет Иван Баранов.
Кто мне запретит?
Если чиновники осторожны в своих прогнозах, то водители автобусов в выражениях не стесняются. С единственным условием — не называть их имени.
— Как продажа билета по паспорту может помочь отслеживать террористов? Я что, должен сверять паспорт у каждого пассажира? А если я подберу «голосующего» на дороге? Тоже документы требовать? Что, мне копейка лишняя? И если начнут на всем пути останавливать и досматривать пассажиров, кто захочет ездить на автобусах? Время пути же удлинится. И кто будет на дороге стоять и отслеживать? ГИБДД и так работой загружена, — возмущенно вопрошает водитель Эдуард Б.
Пока же Министерство транспорта России готовит постановление, содержащее запрет на движение междугородных автобусов с 24.00 до 6.00 по местному времени. В этом случае большинство дальних маршрутов, таких как Улан-Удэ — Маньчжурия, придется упразднить.
— Пока это проект. Но эти требования по перевозке пассажиров будут распространяться на «заказные» маршруты. На Западе были аварии в ночное время, когда водители засыпали за рулем. В Бурятии это коснется, скорее всего, маршрута до Маньчжурии. Но сейчас все эти машины оснащены тахографами, контролирующими остановку водителей, их отдых. К тому же маршрут до Маньчжурии обязывает иметь двоих водителей. Но если этот проект вступит в силу, пассажиры, конечно, выберут поезд. Потому что время в пути на маршруте удлинится до полутора суток, — говорит Иван Баранов.
На западе давно для контроля остановок, скорости в пути многие перевозчики ставят на автобусы спутниковые системы мониторинга.
— С 1 января 2011 года устройство мониторинга на основе ГЛОНАСС станет обязательным оснащением для всего пассажирского автотранспорта, — говорит Иван Баранов. — Часть уже установлена. На МУП «Городские маршруты», например. Возможно, что это как-то поможет решить проблему.