В ближайшие дни на комитетах Народного Хурала Бурятии начнется обсуждение вопроса о включении ЗАО «Агропромышленный комплекс «Великое озеро» в программу государственных гарантий Республики Бурятия на 2010 год. Проект, предполагающий строительство птицефабрики в Кабанском районе Бурятии, получил положительное заключение Министерства экономики Бурятии, а также независимых экспертов из БГСХА. Последние, правда, одобрив проект в целом, высказали к нему ряд замечаний. О том, как сами инвесторы комментируют замечания экспертов, а также о проекте в целом рассказал генеральный директор ЗАО «Агропромышленный комплекс «Великое озеро» Сергей Замотохин.
- Сергей Александрович, расскажите об основных параметрах проекта, что он из себя представляет?
- Если говорить в общих чертах, то проект предусматривает строительство и эксплуатацию птицефабрики мясо-яичного направления производительностью 8,5 тыс. т. товарного мяса бройлеров и 60 млн. штук яиц в год, и тепличного хозяйства с площадью крытых теплиц 6 га, урожайностью до 3,5 тыс. т овощей в год. Проектом предполагается, что совокупный годовой оборот АПК «Великое озеро» составит более двух миллиардов рублей. При реализации проекта планируется удовлетворить потребность населения республики в мясе и яйцах кур, свежих овощах и столовой зелени.
Общая величина налоговых поступлений в бюджет республики, и соответственно в бюджет района, за период реализации инвестиционного проекта будет равна 1,77 млрд. рублей.
Проектом предусмотрено создание 770 новых рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работника будет соответствовать плановым значениям уровня заработной платы в агропромышленном комплексе Бурятии согласно проекту Программы социально-экономического развития Республики до 2015 года.
Согласитесь, для Кабанского района 770 новых рабочих мест, образование обслуживающей инфраструктуры с дополнительными рабочими местами (или повышением доходности) - это существенное улучшение уровня жизни жителей района. Их социальной защищенности.
Запуск птицефабрики окажет положительное влияние на рацион жителей республики, их здоровье за счет обеспечения качественной, свежей и экологически чистой продукцией по более низким ценам. То есть, произойдет замещение на рынке аналогичной продукции с более низкими потребительскими качествами, ввозимой из других регионов и из-за рубежа. Также повысится занятость и уровня жизни населения в Кабанском районе, увеличится доходная база бюджета.
- Электроэнергия в Бурятии в несколько раз дороже, чем в Иркутской области. Не проще ли было реализовывать проект именно там?
- Дело в том, что проект предусматривает полную независимость от внешних продавцов электроэнергии. При функционировании птицефабрики очень большой вопрос возникает с утилизацией помета – его будет около 40 тысяч тон в год. Мы долго думали над этой проблемой и остановились на варианте пиролизного сжигания. То есть, у нас будет своя котельная с пиролизным котлом, в которой будет сжигаться помет, смешанный с другими отходами производства или даже с бытовыми отходами. Возможно также и переработка отходов Селенгинского ЦКК. Таким образом, мы не только обеспечим дешевым теплом и электричеством потребности собственной птицефабрики, но и решим экологическую проблему с утилизацией куриного помета.
- Летом этого года экспертизу вашего проекта по заказу Минэкономики проводила группа сотрудников ВСГТУ. Однако после этого проводилась повторная экспертиза проекта, которая готовилась в БГСХА. Почему так произошло?
- После изучения текста заключения и самого отчета первой экспертизы из ВСГТУ специалисты нашей компании оказались в состоянии прострации. Само заключение и отчет являются редчайшими образцами. Образцами умения оперировать с цифрами без привязки их к содержанию документа. Совершенно не обоснованным являются эмоциональные заключения авторов экспертизы, опирающиеся на субъективный взгляд, основанный на явно выборочном и поверхностном изучении представленного инвестиционного проекта, с досадным постоянством игнорирующий представленные материалы и расчеты. Данный факт является тем более возмутительным, что основными методами анализа авторы экспертизы декларируют общенаучные методы, которые буквально с первых же строк полностью игнорируются и превращаются в субъективные оценки, основанные на явно отрицательном настрое экспертов по отношению к проекту с заранее прогнозируемым отрицательным результатом.
- Вы можете привести конкретные примеры?
- Да, конечно. Например, эксперты утверждают, что «проект имеет низкую степень финансовой реализуемости. В случае его реализации сумма убытков может составить порядка 8 млрд. рублей». Данное утверждение экспертов просто безграмотно, основано на расчетах, лишенных всяческой экономической теории и логики. Так эксперты ВСГТУ не учли материалы, изложенные в инвестиционном проекте, и сделали свой субъективный прогноз выручки АПК «Великого озера». Объем выручки они занизили практически в десять раз, а затраты оставили такими, как они заложены в инвестиционном проекте. В итоге «волшебники» из ВСГТУ получили убыток 8 млрд. рублей, который настолько фантастичен, что обсуждать его в таком размере здравому человеку просто вредно.
- Вы хотите сказать, что экспертиза была необъективной и ангажированной со стороны противников вашего проекта?
- Я не готов комментировать данный вопрос, мы занимаемся бизнесом, а не большой политикой. Тем не менее, безусловно, эта экспертиза нанесла серьезный вред репутации нашей компании, поскольку она разошлась широким тиражом и стала известна не только в правительстве, но и в Народном Хурале Бурятии. Поэтому мы попросили Минэкономики заказать повторную экспертизу нашего проекта.
- Что касается второй экспертизы, проведенной сотрудниками БГСХА – ее вы считаете более объективной?
- В целом да. Эксперты сельхозакадемии пришли к выводу, что наш инвестиционный проект имеет большое значение для социально-экономического развития Кабанского района и Республики Бурятия в целом. Цели проекта соответствуют приоритетам и целям социально-экономического развития, определенным в Программе социально-экономического развития и Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Бурятия. Эксперты считают, что данный инвестиционный проект может быть реализован в республике, но при его принятии и дальнейшей реализации необходимо учесть ряд предложений и замечаний экспертной комиссии.
- Что это за замечания и насколько они критичны для проекта?
- Дело в том, что многие замечания, по всей видимости, возникли из-за невнимательного прочтения представленных документов. Например, эксперты пишут, что в проекте «не показан источник выплаты процентов на период от проведения строительно-монтажных работ до получения необходимых объемов продукции». Однако данная информация отражена в «Плане денежных поступлений и выплат». В данном плане показаны все финансовые потоки по проекту. Сальдо потока нарастающим итогом положительное на всех этапах реализации проекта. В данном случае источником выплаты процентов по кредиту являются собственные средства инвестора, условия расчета с поставщиками оборудования с учетом его пуско-наладки.
Далее эксперты высказывают пожелание, что «будет предпочтительнее использование траншевой системы привлечения кредитных ресурсов». Но данная информация представлена в «Плане-графике инвестиций», в котором указаны этапы и суммы освоения инвестиций. А так же в «Плане выплат по финансовой деятельности», в котором указаны этапы и суммы привлечения заемных средств (кредитов). Траншевый метод финансирования прямо предусмотрен проектом!
Также эксперты ставят нам в вину то, что в проекте «не рассматриваются мероприятия по захвату рынка продукции». Но в представленном инвестиционном проекте данные мероприятия сформулированы в «Плане маркетинга». И что значит захватывать рынок!? Да не собираемся мы захватывать рынок! Мы пришли работать!
Как можно было не заметить таблиц и приложений, я не знаю. И таких примеров в заключении экспертов более чем достаточно. По большому счету, ни одного конкретного замечания высказано не было. Поэтому даже нельзя сказать, что требуется какая-то дополнительная корректировка проекта. Я думаю, что наших устных комментариев будет достаточно, чтобы развеять озвученные неясности.
- Насколько нам известно, эксперты также затруднились оценить ликвидность вложений, поскольку отсутствует информация об активах вашей компании…
- Уставный капитал ЗАО «АПК «Великое озеро» составляет 821 млн. рублей. Вся информация по наполнению Уставного капитала направлена в Министерство финансов и Министерство имущества РБ в соответствии с требованиями Постановления Правительства РБ от 11.12.2008 №528 «О регламенте предоставления государственных гарантий …». Имеются соответствующие положительные заключения по представленным документам, в том числе и по ликвидности активов. Также инвестором представляется ликвидный залог на всю сумму государственной гарантии. Помимо этого, важным фактором, определяющим ликвидность объекта, будет являться целевое инвестирование с целью создания высоко эффективного бизнеса, который и есть однозначное подтверждение ликвидности инвестиций. Также необходимо учитывать тот факт, что денежные средства, направляемые в проект, будут на 80% привлекаться от одного из крупнейших банков РФ, который, подвергнув анализу объект инвестиций, своим участием прямо высказывает свое мнение о ликвидности и эффективности бизнеса.