30 сентября на пресс-конференции в русском драмтеатре им. Николая Бестужева побывавшая на гастролях в Иркутске театральная труппа поделилась впечатлениями с журналистами. С пылу, с жару с блеском в глазах бывалые заслуженные артисты и дебютанты рассказывали об особенностях театральной атмосферы Иркутска
- Сейчас трудно самим справиться с гастролями, - говорит народная артистка России Галина Шелкова. - Но так хорошо, что мы съездили в Иркутск. Когда пишут в нашем городе о нас, то возникает такое чувство, что видят только недостатки и не замечают достоинств. А актерам в первую очередь нужно слышать хорошие, добрые слова. Потому что я не верю, что нет ничего хорошего в нас, — это доказала поездка в Иркутск.
Всех без исключения актеров поразил тамошний зритель.
- Гастроли жизненно необходимы, особенно нашим артистам, - рассказывает артист ГРДТ Александр Кузнецов, дебютировавший на иркутских подмостках. - Они ведь ничего, кроме нашего города, по сути не видели. Иркутский зритель поразил своим восприятием, тем, как они смотрят классику. Не всегда нам приходилось захватить зал слету, иногда приходилось зал раскачивать. Но, слава богу, нам это всегда удавалось. Потом в итоге нас не отпускали, аплодировали.
Артисты отметили, что очень высока культура иркутских зрителей. Они никогда не бегут раньше времени в гардероб, как это может произойти в Улан-Удэ. Всегда ждут, когда опустится занавес, до конца провожают артистов. Где нужно, выдерживают паузу, аплодируют в нужных местах. В общем, вполне себе театрально образованный зритель.
Главный режиссер театра Андрей Штейнер не без удовольствия отметил династии бабушек-билетерш и гардеробщиц, которые почти всю жизнь проработали в театре. Именно от них, по его мнению, произрастает высокая зрительская культура иркутян и вообще вся театральная атмосфера города.
- В Иркутске театр действительно начинается с вешалки, - с улыбкой отмечает режиссер.
Бестужевцы кроме столицы Приангарья посетили города Усолье-Сибирское и Шелехов.
- Везде зритель разный, - объясняет народный артист Бурятии Сергей Васильев. - В Усолье зритель донельзя радушный и добрый, в Шелехове осторожный, но если его заинтересовать, то он превратится в самого благодарного зрителя.
Гастрольный тур в отношении профессиональной деятельности актеров и режиссеров прошел безукоризненно. Театральную часть омрачили только организаторские недостатки.
- Гастроли - это всегда некоммерческий проект, это колоссальные траты, - негодует замдиректора по организации зрителей Ирина Левшенкова. - Это примерно 70 человек, которым нужно обеспечить жилье и проезд. Мы снижали студентам цены на билеты. Зато какие благодарные глаза. Все равно от власть предержащих, от правительства республики, от министерства культуры должны какие-то денежки выделяться. Не может директор ходить с протянутой рукой перед гастролями и просить средства. Мы не говорим, что нам нужно полное финансирование, но хотя бы какую-нибудь часть можно обеспечить со стороны правительства.
- Нам лишь бы уехать туда, - добавляет директор Петр Степанов. - Обратно мы как-нибудь вернемся. Гастроли больших театров не могут быть коммерческими. Тогда нужно задирать цены, в итоге мы получим пустые залы.
В будущем руководство театра планирует «уйти в автономию», что, по мнению Петра Степанова, обеспечит театру финансовую свободу.
С началом октября Русдрам запускает новый театральный сезон, который откроется детективной комедией «Восемь любящих женщин».