1 сентября в России началась традиционная осенняя призывная кампания. Под ружье согласно указу президента России с 1 октября должны будут поставить 278 800 юношей, не имеющих положенных им по закону отсрочек и годных к воинской службе по здоровью, в возрасте с 18 до 27 лет. А массовая их отправка в войска начнется после 16 ноября.
«Вносить законодательные предложения об увеличении призывного возраста Министерство обороны не собирается», – заявил «НГ» проводивший по поводу начала осенней призывной кампании пресс-конференцию начальник Главного организационно-мобилизационного управления – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Василий Смирнов. Развеял генерал и опасения общественности, что военные хотят добиться отмены призыва в армию по повесткам из военкомата, предложив будущему новобранцу, когда приходит его срок надеть солдатские погоны, без излишних напоминаний из соответствующего органа лично явиться на призывную военно-врачебную комиссию и, пройдя ее, встать в солдатский строй. Поводом для возникновения таких подозрений стала сама информационная политика Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ).
Весной нынешнего года после окончания призывной кампании сотрудники ГОМУ с гордостью докладывали общественности страны, что количество уклонистов от военной службы в стране резко снизилось с 12 521 человека в 2007 году до 5210 весной 2009 года. Но летом, по словам начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерала армии Николая Макарова, вдруг оказалось, что таких уклонистов около 200 тыс. Потом эту цифру уточнили – 199 тыс. Нынешней осенью начальник направления призыва ГОМУ полковник Алексей Князев назвал еще одну цифру – 133 тыс. уклонистов. Возник резонный вопрос: военные манипулируют такими данными с определенными конъюнктурными целями – решить проблемы призыва за счет каких-то изменений в соответствующем законодательстве. В том числе и с отменой повесток.
Но начальник ГОМУ заявил, что призывать в армию будут, как и положено по закону, только по повесткам, хотя и современные методы оповещения новобранцев через sms, Интернет, социальные сети виртуальной паутины не исключены. Но только как напоминание о необходимости своевременного прибытия в военкомат. А что касается разнобоя в цифрах, то, оказывается, 5,2 тыс., которые нынешней весной уклонились от армии, - это те, кто все-таки получил повестку, но тем не менее не явился на призывной пункт. А 133 тыс. «дополнительных, внезапно объявившихся уклонистов» – это те, кто по тем или иным причинам сумел избежать даже получения повестки. Их в Генштабе считают «резервом будущих призывов». Тем более что сейчас воинская служба, как говорят генералы, стала намного комфортнее и гуманнее, чем была раньше.
Например, с нынешней осени родителям призывников разрешено присутствовать на заседании призывной комиссии, которая будет определять армейскую судьбу их сыновей. Там они смогут узнать, в какие войска и в какое место призывник поедет служить. Более того, если они не смогут там поприсутствовать, то в течение недели военкомат обязан их известить, в какую часть он отправился. Тем более что сейчас отменяется экстерриториальный принцип комплектования войск, и юноши будут нести воинскую службу недалеко от дома, в пределах того военного округа, из которого призываются. Правда, округа сейчас слишком велики – Западный практически вся европейская часть России, от Волги до Балтики, Восточный – от Байкала до Тихого океана. Понятие «рядом с домом» становится излишне растяжимым. Но генерал-полковник Смирнов пообещал, что тем парням, у кого есть жена, маленький ребенок, родители-пенсионеры или они больны, дадут возможность служить в родном городе или рядом с ним, посещать близких в увольнении.
И, что очень важно, теперь всем солдатам разрешено иметь мобильные телефоны. Но пользоваться ими они смогут только в свободное от исполнения служебных обязанностей время. Если солдат не на посту, не в поле, не на занятиях – он может взять свой телефон у командира и позвонить маме и папе. Даже любимой девушке. Мобильник тоже должен помочь снимать стресс, который почти неизбежен, когда человек переодевается из вольной гражданской одежды в форменный армейский камуфляж, пишет www.ng.ru.
См. также "Информ Полис": В Бурятии сокращают контрактников