Предлагаем вниманию наших читателей мнение почетного архитектора России Владимира Бельгаева об архитектурных принципах освоения побережья озера Байкал. Он считает, что строительство инфраструктурных объектов туристической зоны «Байкальская гавань» идет с нарушениями.
Как известно, Байкал включен в 1996 году ООН, точнее ее культурным центром ЮНЕСКО, как уникальный памятник природы в «Список мирового наследия». При этом имелось в виду не только значение Байкала как мирового хранилища пресной воды, а как природного феномена, имеющего эстетическую ценность, неповторимость, «нетронутость» природы. Необходимо подчеркнуть это качество – «нетронутая природа», поскольку нынешняя тенденция строить объекты отдыха и туризма в существующих поселениях (Турка, Горячинск, Максимиха) приводит к «линейной застройке» побережья, к «урбанизированному берегу», как это произошло со швейцарскими озерами.
Включение в «Список мирового наследия» возлагает на Россию в целом и на области, прилегающие к Байкалу, ответственность перед всем миром. Насколько ответственно выполняет свою задачу Бурятия, тем более что она приняла в качестве экономического приоритета развитие туризма на Байкале?
Строить на Байкале с умом
В 2006 году правительство Бурятии утвердило «Генеральную схему размещения объектов и инфраструктуры туризма РБ».
В списке авторского коллектива «Генеральной схемы» размещения объектов и инфраструктуры туризма РБ есть также сотрудники БНЦ. В разделе экологии лишь подсчитаны цифры, связанные с количеством ежегодно отдыхающих в стационарных учреждениях побережья, но не проделана работа, ожидаемая от этих ученых, по изучению воздействия этого количества посетителей на природу, окружающую поселения. Нет цифр посещения берега Байкала ни «организованных» туристов, ни «диких». Налицо со стороны «ученых» откровенная «халтура». А ведь примеры элементарных исследований проведены в перечисленных научных трудах 70 - 80-х гг. в библиографии к данной «Генеральной схеме размещения объектов и инфраструктуры туризма РБ».
Между тем работы по научному подходу к проектам мест отдыха на особых природных территориях бывшего СССР велась различными научными учреждениями с 60 - 70-х гг. С 1966 года Ленинградский НИИП градостроительства провел ряд комплексных научных и проектных работ по организации зон отдыха, лечения и туризма в Прибайкалье. В этих работах принимали участие Центральный научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии, Институт географии Сибири и Дальнего Востока и ряд других организаций.
Были разработаны предложения на следующих принципах:
- в качестве базового принципа - учет «антропологических нагрузок» на растительность побережья;
- в связи с этим базовым принципом разрабатывается структура мест отдыха: центры, стационарные места отдыха, туристические базы, перевалочные пункты и т.д.;
- размещение рекреационных центров отдельными комплексами, изолированными друг от друга зонами естественного ландшафта;
- необходимо достаточно удалить от берега «невидимые» транспортные коммуникации;
- новая застройка, капитальная и стационарная, должна быть «глубинного» характера, то есть удаляться в глубь от берега с невидимыми с берега строениями, ограниченными по высоте.
Важно сохранить Байкал
Первый же крупный объект туристско-рекреационной зоны «Байкальская гавань» показывает, что проектирование и строительство началось стихийным образом с пренебрежением или незнанием элементарных принципов экологического подхода к столь уникальному памятнику природы и с прямым нарушением «Закона о Байкале», запрещающим расширение существующих поселений, каковым является Турка.
Между тем строительство уже началось, бульдозеры «выравнивают» уникальные для Байкала песчаные дюны, нарушена «нетронутость» устья реки Турки. И хотя говорят, что после драки кулаками не машут, необходимо предостеречь будущих заказчиков и проектировщиков от столь грубых ошибок.
Можно возразить по поводу «урбанизации» берега Байкала, что уже существует застройка целого города Северобайкальска, есть города Бабушкин, Слюдянка. С этими вторжениями в ландшафт Байкала приходиться смириться, поставив условие не расширять их в дальнейшем, не строить в них высоких зданий. Важно сохранить остальной Байкал, особенно красивейшие места, в том числе Баргузинский залив, устья рек Селенга и Верхняя Ангара.
Настораживает отношение к экологии руководителей Республиканского агентства по туризму – основного координатора строительства туристических объектов, считающего, что «нормативная нагрузка на природу» не стоит практического применения. Участие ученых БНЦ в столь важном проекте «Байкальской гавани» коснулось лишь обычных технических сторон, но не главных вопросов о влиянии пребывания массы туристов на сохранность природы Байкала. А ведь в будущем то же Республиканское агентство по туризму предрекает ежегодный наплыв на берега озера более миллиона посетителей. Ну как не вспомнить в этом случае о нашем вечном: «авось обойдется».
На рисунке: проект причала в Турке
См. также "Информ Полис": "Деревянный бренд" Улан-Удэ