Недавно назначенный художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова дал свое первое интервью в новой должности. Оно опубликовано на сайте Минкульта Бурятии
- Как прошла первая рабочая неделя в театре?
- В театре очень много проблем, но больше всего их в оркестре. На сегодняшний день оркестр стоит из 37 человек, а после того как я проведу аттестацию 15 октября, то оркестрантов останется, я думаю, человек 30. Как вы понимаете, это очень мало, необходимый минимум для симфонического оркестра - 65 музыкантов.
К сожалению, многие оркестранты уехали во время реконструкции театра. Те, кто остался, либо разучились работать, либо потеряли интерес к работе. Некоторые позволяли себе приходить на работу в нетрезвом виде или вообще не приходить. При этом они понимали, что могут быть уволены, но это их не останавливало, так как они знали, что завтра их снова примут в театр, потому что играть-то все равно кому- то надо.
Я не намерен держать валторниста только потому, что в оркестре должна быть валторна. Мне не нужна плохая валторна, мне нужна хорошая. Надо сначала вычистить всю грязь, чтобы потом на свободные места приглашать профессионалов.
- Из каких городов вы собираетесь пригласить профессионалов?
- За первую неделю в театре я увеличил штат на 9 человек, из них оркестр на 6. Два музыканта из Улан-Удэ. Например, совершенно замечательный кларнетист, известный и в Петербурге, и Новосибирске Борис Степанович Сауляк. По семейным обстоятельствам он приехал в Бурятию, работал в оркестре нашего театра, но в силу различных обстоятельств вынужден был уйти. Сейчас я попросил Бориса Степановича вернуться в театр. У него, конечно, ужасный инструмент - один клапан из пластилина сделан. Вот на таких инструментах-инвалидах вынуждены наши музыканты играть. Но эта проблема уже решается, еще летом в рамках реконструкции театра закупили новые инструменты, и на днях мы уже получили первую партию. Кроме того, мы намерены приглашать в оркестр музыкантов из Новосибирска, Омска, Москвы и Санкт-Петербурга. Также в Улан-Удэ будут приезжать специалисты, чтобы заниматься с теми оркестрантами.
- Какие требования вы предъявляете к подчиненным?
- Прежде всего, это дисциплина. Мне не нужно, чтобы мне честь отдавали. Я просто хочу, чтобы в театре был порядок. Я никому не грублю, никого не оскорбляю, я вообще против хамства и оскорблений. При этом, я выдвинул условие, чтобы оркестрантам повысили зарплату, чтобы они не бегали и не подрабатывали на похоронах и свадьбах.
- Над какой программой вы сейчас работаете с оркестром?
- В конце октября мы открываем фестиваль «Времена года». Очень сложная программа, которая составит честь любому солидному оркестру - это Девятая симфония Шостаковича, фрагменты из музыки к фильму «Падение Берлина», месса Антона Брукнера «Te Deum» для солистов, хора и оркестра. Красивейшая музыка, закат немецкого романтизма. К нам приедет замечательная пианистка из Германии, лауреат международных конкурсов, Регина Черничко. Мы исполним с ней фортепианные концерты Мендельсона и Шостаковича. Блестящий альтист Владимир Ткаченко, ученик Юрия Башмета, приедет на фестиваль для того, чтобы дать мастер-класс оркестру и исполнить альтовый концерт Георга Генделя. Солит оркестра Мариинского театра Сергей Христофис (кларнет) также приедет на фестиваль, чтобы позаниматься с группой деревянных духовых инструментов нашего оркестра и исполнить знаменитое соло в Девятой симфонии Шостаковича. Вступительное слово к концерту готовит музыкальный критик Ольга де Корт из Голландии. Программой этого фестиваля я намерен показать, в каком направлении я вижу развитие театра. Я хочу, чтобы оркестр Бурятского оперного исполнял музыку, которая сейчас на пике симфонической музыкальной моды мира.
- Меньше чем за месяц вы хотите, чтобы оркестр подготовил пять серьезных сочинений. Это возможно?
- Этим фестивалем я хочу доказать, прежде всего, самим музыкантам, что они на это способны. Сегодня оркестр каждый день по 8 часов работает, после общих репетиций, я назначаю групповые. Не все выдерживают, случаются и слезы: «Мы занимаемся-занимаемся, а становится все хуже и хуже». "Да не хуже, - говорю я им, - просто у вас открылись глаза на те проблемы, которых вы раньше даже не замечали".
Почему мы делаем симфоническую программу? Потому что это хорошая возможность вытащить оркестр из ямы, в прямом и в переносном смысле. Ведь когда они играют балет, сидя в оркестровой яме, их никто не видит, а порой и не слышит. Симфоническая же программа позволяет музыкантам продемонстрировать свое мастерство, показать то, на что они способны.
- Что будете ставить в новом сезоне?
- Прежде всего, я хочу сказать, что симфонические концерты октябрем не ограничатся. Фестиваль будет продолжаться зимой и летом. Я уже сейчас обдумываю программу зимнего фестиваля, скорее всего, это будет Рахманинов и Прокофьев. Я убежден, что если во все вкладывать правильный смысл и делать все эмоционально и артистично, то это станет востребовано и будет приносить доход театру.
Что касается спектаклей, то мы собираемся поставить балет «Щелкунчик» П.Чайковского, хореограф Юрий Григорович.
- Вы хотите сказать, что к нам приедет сам Григорович?
- Да, живая легенда, Юрий Григорович, при его почтенном возрасте приедет в Улан-Удэ на последнюю неделю перед премьерой, основную работу будут делать его репетиторы.
Кроме того, в планах театра опера «Черевички» П.Чайковского, для постановки которой мы хотим пригласить режиссера Алексея Степанюка из Санкт-Петербурга. Он поставил обширную часть оперного репертуара Мариинского театра. Еще одна интересная премьера этого сезона - опера «Энхэ-Булат-Батор» М. Фролова, режиссер Олег Юмов.
Необходимо для театра, на мой взгляд, приглашать не только режиссеров и музыкантов, но и профессиональных зарубежных критиков. Необходимо активно работать на внешние связи. Моя цель - вывезти Бурятский театр оперы и балета на гастроли не только в Иркутск и Читу, но и заграницу, которая действительно является заграницей. Есть уже интерес у голландских партнеров, но ведь пока они не видели и не слышали театр. Их необходимо сюда пригласить, и важно, чтобы им увиденное понравилось. В настоящее время, как художественный руководитель, я не могу поставить свою подпись ни под одним спектаклем, который есть в репертуаре Бурятского театра оперы и балета, потому что это все - самодеятельность. Я уже снял несколько спектаклей, в этом сезоне зрители не увидят «Пиковую даму», «Кармен» и «Катерину Измайлову». То, что сделало прежнее руководство с оперой Шостаковича - это подсудное дело. Большего издевательства над партитурой великого композитора, который в предисловии к опере специально запретил уродовать ее купюрами, просто невозможно себе представить. Когда на днях я заглянул в партитуру с пометками о купюрах, моя рука потянулась к пистолету. Из оперы были вырезаны самые сильные куски! Некоторые спектакли я дал разрешение танцевать только под фонограмму, например «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини».
Есть ряд проблем и в балете, в связи с чем, я собираюсь провести балетную аттестацию. Специально для этого пригласил в Улан-Удэ главного консультанта балета Мариинского театра, директора балета Венской оперы, ассистента М. Барышникова в Нью-Йорке - Елену Чернышеву. Нынешнее руководство балетной труппой театра в аттестационной комиссии участвовать не будет.
Давайте лучше поговорим о сильных сторонах театра. Здесь есть замечательные солисты как в опере, так и в балете. Кроме того, есть уникальный человек - Дарима Линховоин, о ней мне говорил сам маэстро Валерий Гергиев. Я был удивлен, что такой серьезный музыкант, талантливый педагог, который воспитала многих прекрасных вокалистов, все это время занимала должность всего лишь ведущего концертмейстера театра. Несколько дней назад я дал приказ назначить Дариму Лхасарановну директором оперно-режиссерского управления. Считаю это назначение своевременным и уместным. Опыт таких людей нельзя держать в шкафу, он должен работать на театр.
- Что для вас значит возглавить Бурятский академический театр оперы и балета?
- Это очень большая ответственность, но это очень интересно. Несмотря на географическое местоположение, для меня это один из самых интересных проектов. Потому что приехать в Венскую оперу, где и без меня всем хорошо, конечно, здорово. Но для меня важнее приехать в театр, где есть проблемы, и помочь решить их.
- Есть мнение, что многие наши проблемы решить невозможно, хотя бы потому, что мы живем в провинции. Кстати, а что для вас провинциальность?
- Провинциальность – это плесень, которая состоит из штампов, догм, стереотипов и надуманных рамок. Убрать из творчества театра налет провинциальности - это тоже задача художественного руководителя. Но для того, чтобы у меня получилось это сделать, мне необходимо знать, что людям это нужно, они этого хотят.
- А чего хотите вы, что вам необходимо на сегодняшний день?
- Мне нужно, чтобы мне не мешали, и все. У меня на самом деле все необходимое есть. Если мне что-то понадобится, то я знаю рецепты, как это получить.
Мне помогает Господь Бог, и для меня очень важно, чтобы он меня не оставил. И по возможности я хочу прожить жизнь так, чтобы не было стыдно. Не за бесцельно прожитые годы, а стыдно вообще. Композитор Антон Брукнер говорил: «Когда меня призовет Господь и спросит - ну, что ты сделал, малыш, хорошего в этой жизни?- я покажу ему партитуру «Te Deum» и думаю, что тогда он не будет судить меня слишком строго".
СПРАВКА
Антон Лубченко родился в 1985 году. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова в 2008 г. Занимался как дирижер в классах профессоров Юрия Серебрякова и Владимира Альтшулера. По классу композиции учился у профессора А. Мнацаканяна, ученика Д.Шостаковича, по классу фортепиано у профессора Н.И. Броверман. Неоднократно брал уроки у Рудольфа Баршая. Выступал на лучших концертных площадках городов России, Франции, Канады, Польши, Италии, Германии, Голландии, КНР.Имеются записи на студии «Мелодия» с оркестрами Мариинского театра, Санкт-Петербургской филармонии.
С 2007 года стажер маэстро Валерия Гергиева в Мариинском театре.
В 2009 году осуществил постановку своего балета «Incolours» в театре Национального балета Канады на сцене TorontoOperaHouse в качестве дирижера и музыкального руководителя.
С 2009 года исполнительный директор и музыкальный руководитель нескольких культурных проектов в Федеральном агентстве по делам СНГ (РОССОТРУДНИЧЕСТВО). Среди них – Концерт-реквием памяти погибших в Великой Отечественной войне, прошедший 22 июня 2010 г. в стенах Брестской крепости. С 2010 г. член-эксперт Постоянной комиссии по культуре и информации Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Антон Лубченко сотрудничал с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (худ. рук. Ю. Башмет), Академическим симфоническим оркестром С-Петербургской филармонии (худ. рук. Ю. Темирканов), солистами «Академии молодых певцов» Мариинского театра, Национальным театром балета Канады (Торонто), Камерным оркестром «Новая Финляндия», Оркестром и хором С-Петербургской консерватории, Оркестром Государственного Эрмитажа, Белорусским Национальным оркестром Минской государственной филармонии.