Общество
6076

Три жизни Цокто Номтоева

Прошедший праздник — День Учителя — отмечали особенно торжественно, поскольку президент России постановил, что 2010-й пройдет как Год учителя. Между тем в Бурятии незаслуженно забытым остался первый Герой Соцтруда среди учителей, народный писатель Бурятии, участник ВОВ Цокто Номтоев



В 1968 году впервые в СССР звание «Герой Социалистического Труда» присвоили учителям. В тот год лишь двое педагогов в стране удостоились этой высшей трудовой награды — знаменитый Василий Сухомлинский и сельский учитель из Бурятии Цокто Номтоев.

Впрочем, Номтоев тогда был не менее известен как писатель, прошедший войну. Почти ровесник бурного XX века, в этом году ему исполнилось бы 100 лет. Неудивительно, что в его судьбе отразились все потрясения эпохи. От семьи Номтоевых мы узнали то, о чем умалчивала советская пропаганда.

— Наш прадед Буубэйн Доржо был образованным человеком. Прекрасно владел русским языком и старомонгольской письменностью. В Хоринской думе он представлял род галзууд, — рассказывает младший сын писателя Жаргал Цоктоев. — В нашей семье хранится его фото с последним русским царем, сделанное, когда цесаревич Николай путешествовал по стране. Был прадед награжден двумя серебряными медалями от царской власти.

Эти царские награды потом трагически «аукнутся» на внуке Цокто. Анонимные «доброжелатели» со школьных лет постоянно информировали органы о том, что Цокто Номтоев — внук «приверженца царя». Не останавливало анонимов даже то, что Цокто лишился матери, едва родившись. Когда она умерла, новорожденного малыша забрал на воспитание двоюродный брат отца по имени Номто. Номто, опекуну новорожденного, едва стукнуло 14 лет! Неудивительно, что и Цокто вырос такой же самостоятельный. С 12 лет он месяцами жил один на зимней стоянке, принимая окот у овец.

— Тяжелейший труд чабана без выходных и праздников, в стужу и зной наш отец знал досконально. Он часто шутил: «Учителем я один раз Героем Соцтруда стал. Остался бы чабаном, трижды Героем бы стал», — вспоминают его дети.

Трижды безграмотный

На школьных и студенческих годах Цокто Номтоева легко проследить историю бурятской письменности.

— Первую пьесу папа написал на старомонгольском, я нашел ее. Потом на латинице вышли его пьесы «Сэндэма» и «Смелость». Следующие произведения писал уже на кириллице. Отец шутил: «Я трижды в жизни становился неграмотным», — вспоминает Жаргал Цоктоевич.

Внук «приверженца царя»

Кому не давали покоя его успехи и первая слава, до сих пор неизвестно. Но нашлись завистники, атаковавшие органы доносами на то, что будущий учитель советских детей — внук «приверженца царя». Это и вынудило студента Номтоева поехать на работу по ликвидации безграмотности в Усть-Орду. К этому добавились новые неприятности, страшнее любых доносов. Репрессировали старших родных братьев и сестру Цокто. Его спасло то, что он ушел служить в армию, в бурятскую кавалерийскую дивизию. После демобилизации направлен в Еравну, где в 1936 году создал семью. В 1939 году Цокто Номтоев — член Союза писателей СССР.

Сто грамм со Сталиным

Накануне войны в 1940 году в Москве прошла первая декада культуры и искусств Бурят-Монгольской Республики. Номтоев лично ездил два раза из Еравны в Закамну, чтобы найти талантливую молодежь. Ездил на коне, преодолевая почти тысячу с лишним километров. Так, Номтоев в качестве директора дома народного творчества подготовил к декаде умельцев-чеканщиков. Сам опубликовал сборник стихов «Сила».

— Отец нам рассказывал о встрече в Георгиевском зале: «Я впервые в жизни тогда попробовал водку. Получается, что первые в своей жизни сто грамм выпил вместе со Сталиным», — говорит сын писателя.

Война не из книг

Номтоеву довелось стать действующим героем самых «жарких страниц» войны: Сталинград, Курская дуга, штурм Кенигсберга.

— Однажды мы почти 10 суток лежали в окопах, — вспоминал Номтоев. — И вдруг я не поверил своим ушам: кто-то пел бурятскую песню. Я примерно определил, что поют где-то далеко, и не выдержал, пополз. Полз и молился про себя, чтобы этот земляк не перестал петь. Я ведь полз почти вслепую. Успел, дополз. Мы крепко-крепко обнялись.

В мирное время он по каждой своей книге или рассказу о войне будет советоваться со своими фронтовыми друзьями и писателями.

цокто 2.jpg

Киноактер и лектор

С 1949 года начинается новый путь Номтоева. За 21 год работы учителем и бессменным директором Цокто Номтоевич превратил свою школу в одну из самых передовых в стране. В 1970 году с выходом на пенсию он смог больше времени уделять творчеству. Выходит роман «Витим — река таежная». Союз писателей СССР отправляет его постоянно в командировки по всей стране. Перестройка внесла новые веяния и в произведения Номтоева. Он начинает больше писать для детей: три повести, среди них самые яркие — «Босоногое детство», «Дедушка и Шагжын хула». В 80 лет судьба преподнесла писателю еще один сюрприз. Известный кинорежиссер Барас Халзанов пригласил Цокто Номтоева на роль мельника в кинофильме «Горький можжевельник». Даже в трудные 90-е годы Цокто Номтоев не мог просто отдыхать. Он добился у президента Калмыкии приема по вопросам подготовки к празднику «Наадан» для детей монголоязычных народов в городе Улан-Баторе.

В середине 90-х годов залихорадило Союз писателей Бурятии от ссор и распада. Мэтры советской поэзии, такие как Сергей Михалков, были в растерянности и спрашивали совета у своего старого друга Цокто Номтоева.

— Отец сам не мог понять, что случилось с молодыми писателями. Ведь раньше все наши поэты и писатели жили как одна семья. Постоянно приезжали к нам в гости. Раньше гостиниц в селе не было. Все, сколько бы ни приехало, останавливались у нас. Мама всех накормит, всем одежду за ночь постирает и погладит, — вспоминают дети писателя.

Но в 1996 году подруга жизни Цокто Номтоевича ушла из жизни. Вместе с ней словно ушло что-то и из всегда энергичного писателя. Сначала перестал охотиться, затем косить сено, потом писать.

— Хуба, би бэшэхэ болеб («Сыночек, я перестал писать»), — подвел некую черту жизни Цокто Номтоев и перешел на чтение молитвенных книг.

Символично, что этот год, объявленный президентом России Годом учителя, совпал со 100-летним юбилеем Цокто Номтоева. Земляки сделали все, чтобы достойно провести это событие. Ульдургинской средней школе присвоено имя Цокто Номтоева. Президент выделил 400 тысяч на изготовление бронзового бюста Героя возле школы.

— Наша семья открыла в Ульдурге выставочный зал. Туда мы отдали военную гимнастерку отца. Оказалось, что она единственная в республике, сохранившаяся до наших дней, — рассказывает Жаргал Номтоевич. — Теперь наша семья будет ежегодно вручать денежную премию плюс книгу Ц. Номтоева отличникам учебы 4, 9, 11 классов. В этом году обладательницей премии стала ученица 9 класса.

На свои личные средства дети Героя выпустили книгу отца «Неиссякаемый родник», а также памятные значки, посвященные Ц. Номтоеву. А между тем собранных воедино произведений писателя хватило бы на большой трехтомник. Вместе с письмами и рукописями Цокто Номтоева они могли бы стать самым лучшим подарком не только ценителям слова.

цокто.jpg

Война для Цокто Номтоева (стоит справа) не закончилась в мае 1945-го. Он командовал «катюшами» на Восточном фронте

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях