Но как человек, сформировавшийся под влиянием марксистско-ленинского учения, всегда немного не доверял «буржуинам». Всегда желалось удостовериться лично. Говорят, если желать что-то очень сильно – сбудется. И вот в нынешнею поездку, похоже, начало сбываться. Тьфу-тьфу, не сглазить бы.
С моим старинным приятелем мы совершили автопутешествие длиной в три тысячи миль в район Великих озер. Выбор маршрута был обусловлен жестким лимитом времени и средств. Плюс фактор родины. Приятель мой появился на свет в Детройте, штат Мичиган. Дорога и озера – тема для отдельных статей. Сегодня про «Мотор-сити».
Немного истории. В 1701 году некто Кадиллак (есть другие варианты написания) на реке Детройт установил одноименный форт. В 1763 году форт был подвержен осаде восставшими индейцами под предводительством бесстрашного вождя Понтиака. Получил статус города в 1815 году и столицы штата Мичиган. А в начале XX века благодаря Форду, братьям Доджу, Паккарду и Крайслеру стал негласной автомобильной столицей мира. Некоторые считают, что этому поспособствовало еще и географическое положение населенного пункта. В период «сухого закона» благодаря все той же географии (Канада через реку) стал столицей бутлегеров. В 1935 году город политически грамотно описан Ильфом и Петровым. Цитировать не стану, читайте сами – глава 15-я и 16-я «Одноэтажной Америки».
В 1943-м и особенно в 1967 году на улицах Детройта развернулись ожесточенные бои черных против нечерных. Для усмирения в 1967 году была привлечена армия, 34 человека убиты, среди них 25 черных. Однако, судя по демографическим сводкам, нечерные проиграли – разбежались по пригородам, а некоторые и дальше. И в настоящее время население на 82% состоит из афроамериканцев. Также демографы сообщают, что за последние 50 лет население города сократилось с почти двух миллионов до восьмисот тысяч. Некоторые связывают отток населения еще и с нефтяным кризисом начала семидесятых. Как известно, в тот период американцы и неамериканцы стали массово пересаживаться на экономичные японские авто. Часть аналитиков добавляет в причины и нынешний экономический кризис.
А один абориген сообщил мне, что во всем виноваты профсоюзы. В Детройте сильный профсоюз, и потому производство переносят в штаты, где меньше проблем с правами рабочих. Самое последнее перемещение – «Форд» стал собирать «мустанги» в Джорджии. Большинство же сходится в том, что причина краха «Мотор-сити» комплексна.
![002.jpg 002.jpg](/upload/medialibrary/752/002.jpg)
Детройт-2010
Теперь о том, что увидел я. Широченные авеню-проспекты, по четыре полосы движения в каждую сторону. Практически полное отсутствие общественного транспорта. За два дня я видел лишь четыре рейсовых автобуса. В деловом центре по единственной ветке метро в 12 станций ходят по кругу редкие двухвагонные поезда. Ни трамваев, ни троллейбусов, даже такси редки. Детройт – город для автомобилей и немного для их владельцев.
О занятиях среднестатистического жителя у меня сложилось следующее мнение. Детройтцы раскатывают по прекрасным дорогам в своих шикарных, а чаще наоборот, авто. В городе огромное количество автомастерских, где они иногда ремонтируют своих железных коней. Часто употребляют алкоголь и играют в лотереи, самые распространенные магазины – «Вино, пиво, лотерея».
Те, кому по возрасту еще пить нельзя, упражняются в граффити и жгут пустующие дома прежних горожан. И молятся, молятся, молятся. Таким количеством разного рода церквей не может гордиться ни один другой город из виденных мной. Церкви преимущественно нетрадиционных христиан, баптистов-адвентистов. Говорят, что для этого «бизнеса» требуются минимальные вложения. Значительную часть времени некоторые горожане посвящают красоте.
![003.jpg 003.jpg](/upload/medialibrary/4b0/003.jpg)
Сложная криминальная обстановка заставляет торговать мороженым через "амбразуру"
По количеству маникюрные-парикмахерские уступают только молельным домам. Сложилось мнение, что едят жители или редко, или питаются только дома. Ресторанов мало, но сетевые «быстрожральни» все же присутствуют. Еще говорят, что некоторые работают. В городе осталось несколько заводов. В Детройте расположена штаб-квартира «Дженерал Моторс».
![009.jpg 009.jpg](/upload/medialibrary/ecf/009.jpg)
Квартира большая, высотная, из зеркального стекла. В одном из пригородов находится головной офис «Форда». Ну а несреднестатистические горожане играют в одном из лучших в стране симфонических оркестров, гоняют по льду шайбу за одну из ведущих команд НХЛ. Такие же несредние горожане выдумали направление ритм-анд-блюз, известное под названием «мотаунское звучание».
Здесь начинали свою карьеру Стиви Уандер, Дайана Росс и Майкл Джексон. В Детройте родились Элис Купер и Эминем. Музыка техно, говорят, отсюда родом. Некоторые горожане пропадают в университетах и колледжах. А в остальном полная разруха. Зато жилплощадь дешевая. В одной из арт-галерей ухоженного центра города переехавший сюда из Нью-Йорка художник похвастался приобретением в собственность дома за две тысячи долларов. И налог всего шестьдесят долларов в месяц. Он счастлив. Кстати, вы тоже можете стать обладателем такого счастья. Пишут, что в Детройте сто двадцать тысяч пустующих домов. Вопрос, испортивший москвичей, здесь не вопрос. Даже местных нищих не назовешь бомжами, крыша над головой есть у всех. И если тесно в малометражном доме, можно подобрать себе цех одного из бывших автозаводов. Да и центральный вокзал пустует. Поезда в Детройт не ходят. Так что соберетесь сюда, добраться можно только самолетом или на авто. А пока смотрите фото.
![004.jpg 004.jpg](/upload/medialibrary/7eb/004.jpg)
Бывший вокзал
Ленин писал, что крах капитализма и высшей стадии его империализма неизбежен. А далее будет социализм, потом коммунизм, где от каждого по возможностям и каждому по потребностям. И если у вас скромные потребности, независимо от ваших возможностей, в Детройте для вас будет коммунизм. На скромное госпособие вы сможете позволить себе и дом, и автомобиль, и останется еще на покушать-выпить-поиграть. Осталось только придумать, как выудить это пособие. Многие в «Мотор-сити» придумали. Ну или мне так показалось.
![005.jpg 005.jpg](/upload/medialibrary/ed9/005.jpg)
Известная по одноименному фильму Восьмая миля является негласной границей между благополучной частью города и остальную
![006.jpg 006.jpg](/upload/medialibrary/f71/006.jpg)
Пустующие дома становятся арт-объектами
![007.jpg 007.jpg](/upload/medialibrary/99a/007.jpg)
В этом домике можно не дорого купить гамбургеры
![008.jpg 008.jpg](/upload/medialibrary/a46/008.jpg)
Дом художника по совместительству галерея
![010.jpg 010.jpg](/upload/medialibrary/89a/010.jpg)
Дом ждет нового хозяина
![011.jpg 011.jpg](/upload/medialibrary/433/011.jpg)
Требуется косметический ремонт
![012.jpg 012.jpg](/upload/medialibrary/8c5/012.jpg)
В этих цехах строили Студебекеры
![013.jpg 013.jpg](/upload/medialibrary/c59/013.jpg)
Еще один бывший автогигант
![014.jpg 014.jpg](/upload/medialibrary/a2e/014.jpg)
Самый распространеный магазин алкогольно-лотерейный
![015.jpg 015.jpg](/upload/medialibrary/712/015.jpg)
Закрываются заводы, закрывается все вокруг. Бар продается, недорого.
![016.jpg 016.jpg](/upload/medialibrary/963/016.jpg)
Снимать приходилось из окна машины. Страшно пешком, да с камерой