Конфликты среди маршрутчиков в районах республики не утихают
Передел услуг по пассажирским перевозкам уже набил оскомину всем. В прошлом году Министерство транспорта с целью упорядочить ситуацию приняло новое положение — право осуществлять перевозки теперь определяется в ходе проведения конкурса среди междугородных маршрутчиков. Разработана целая процедура отбора достойных
В частности, основные критерии — обязательное наличие у бригады новых машин марки «Газель», мини-автобусов иностранных моделей, но обязательно российской сборки — «Фиат» и «Каунти». Оценивается даже деловая репутация водителей: по шкале имеющихся нарушений ПДД, водительских категорий и стажу работы. Многие перевозчики в надежде в честной борьбе выиграть право возить пассажиров взяли многотысячные кредиты на покупку новых автомашин. Однако после проведения конкурсов конфликты среди междугородных перевозчиков не утихли, а, наоборот, разгорелись с новой силой.
Конкурирующие бригады оспаривают результаты конкурсов, находя нарушения у соперничающей команды. Разбирательства у некоторых перешли уже и в суды республики. При этом у маршрутчиков остаются основные претензии к транспортному ведомству. Они считают, что чиновники не предпринимают действенных попыток навести порядок и зачастую, самоустранившись, закрывают глаза на происходящий беспредел.
В свою очередь, Министерство транспорта Бурятии подчеркнуло, что спорщики-перевозчики остались лишь в двух районах — Заиграевском и Хоринском. В одном случае спор должен разрешить суд. А во втором претензии проигравшей бригады назвали «необоснованными эмоциональными всплесками». Победитель определен, нарушений не выявлено, перевозчик работает. А все обвинения лишь обида проигравшей стороны. По данным Министерства, с сентября прошлого года проведен 101 конкурс по различным маршрутам в районы. Было заключено 99 договоров. Из них в 12 случаях расторгнуты договоры и победителями признаны другие участники. Договор заключается сроком на 5 лет. Но в одностороннем порядке может быть расторгнут Минтрансом.
Монополист на маршрутах?
Индивидуальные предприниматели из Заиграевского района возмущены тем, как складывается ситуация в их районе. По их мнению, с попустительства районной администрации и транспортного министерства вся маршрутная сеть — междугородная и внутри района — практически находится в руках одного частного перевозчика — Михаила Буркова.
Раньше перевозки Новая-Брянь — Улан-Удэ осуществлял ИП Сафонов с коллегами.
— Мы все местные и уже много лет ездили по этому маршруту, люди были довольны нашей работой, — рассказывает он.
Вместе со своей бригадой он подал заявку на конкурс. Выставил свою команду и предприниматель Бурков. По итогам конкурса он и победил. А Сафонов и его коллеги остались в результате без работы и с огромными кредитными долгами за новенькие «Газели» и «Каунти».
— Обидно было, когда человек зашел на маршрут с таким отношением лишь бы выжить нас, при этом услуги стал предоставлять с большими нарушениями, — утверждает предприниматель.
По его словам, Михаил Бурков, не стесняясь, подходил к нему и угрожал, что все равно маршрут на Новую Брянь он заберет себе.
Практически аналогичная ситуация сложилась и у перевозчика Натальи Гомбоевой. Она считает, что Бурков всеми способами постарался забрать у нее маршрут. Местная предпринимательница была зачинателем линии от Улан-Удэ до Унэгэтэя, которая проходила через пять небольших сел. Со своей бригадой она также влезла в большие кредиты. В конкурсе на их маршрут выставил свою бригаду снова Михаил Бурков. Наталья Гомбоева с коллегами уступила ему всего лишь два балла.
Оба предпринимателя утверждают: победа досталась конкуренту благодаря нечестным действиям.
— Уже установлено, что он специально подавал недостоверные сведения о водителях, копии ОТТС на автомашины «Хундай Каунти». Так как же он может допускаться к другим конкурсам? — с недоумением и обидой спрашивают водители других бригад.
Жители сел Новая Брянь, Унэгэтэй, Ацагат, Первомаевка пытаются отстоять «своих» местных перевозчиков, которых вытеснил Бурков. Они считают, что складывается несправедливое положение, когда местные остаются без работы.
— У нас же у многих дети студенты, учатся в Улан-Удэ. Мы через них посылки передаем, гостинцы, ту же картошку и мясо отправляем, причем абсолютно безо всяких требований. А тут тебя-то увезти не могут, не то что передать посылку, — с возмущением говорят жители района.
По словам Татьяны Афанасьевой, заместителя главы СП «Новобрянское», то, что ездили раньше местные перевозчики, имеет и социальное значение.
— Вы знаете, иногда у людей денег нет, чтоб съездить до соседней деревни, а наши водители всегда их подвезут, где-то в долг, а где-то и по доброте душевной, а сейчас такого нет, конечно, — говорит она.
Теперь и пассажиры начали проявлять недовольство. В редакцию «Информ Полиса» поступило несколько писем с многочисленными подписями от возмущенных жителей Заиграевского района по поводу неудовлетворительной деятельности бригад ИП Буркова.
Аналогичные письма ушли и министру транспорта Бурятии.
УФАС вмешался
Предприниматели Сафонов и Гомбоева обратились в Минтранс республики, Управление Федеральной антимонопольной службы. По их мнению, именно благодаря оперативной и объективной работе УФАС удалось сдвинуть дело с мертвой точки.
— Указанные нами нарушения, которые допускались нашим конкурентом, нашли свое подтверждение, — говорят предприниматели.
Решением УФАС было признано, что при проведении конкурса Министерством транспорта были допущены нарушения антимонопольного законодательства — в необоснованном допуске ИП Буркова к участию в конкурсе и выборе победителем. Выяснилось, что он, подавая сведения, внес в конкурсную документацию данные двух водителей одновременно на несколько маршрутов. Их положительная водительская репутация сыграла решающую роль в подсчете баллов. На этом основании конкурс был признан недействительным. Дело в УФАС было прекращено в связи с добровольным устранением нарушений Министерством транспорта республики. Минтранс расторг договор с ИП Бурковым.
Выяснилось также, что у одного из водителей ИП Буркова в трудовой книжке имеется фальсифицированная запись о трудовом стаже. Якобы он трудился в военной части, о чем свидетельствуют подпись и печать, но фальшивые. Это обстоятельство выяснится в ходе проверки прокуратуры Заиграевского района. Отделением дознания Заиграевского ОВД возбуждено уголовное дело по статье «Подделка документов». Расследование еще идет.
Пошел судиться
По словам Ивана Баранова, главного специалиста Министерства транспорта Бурятии, итоги конкурса отменены по двум направлениям: Улан-Удэ — Новая Брянь и Улан-Удэ — Унэгэтэй. В итоге постановлением транспортного министерства договоры по этим маршрутам с предпринимателем Бурковым расторгнуты.
— Мы выезжали, проводили проверки, факты нарушений условий конкурса подтвердились, о чем составлены акты, — говорит он.
Подтвердилось, что в рейсы выезжают не «Газели», работают посторонние водители, нарушается время маршрутов.
Однако предприниматель обратился в Арбитражный суд РБ. В иске он оспаривает законность расторжения с ним договоров. А также обратился с ходатайством о принятии обеспечительных мер — на время судебных тяжб запретить Минтрансу заключать договоры с другими перевозчиками. Его ходатайство было удовлетворено. По словам Ивана Баранова, Минтранс вынужден мириться с тем, что Бурков пока осуществляет перевозки.
— Постановление о расторжении договора пришлось приостановить, так как идут разбирательства в суде, — говорит Баранов.
В свою очередь, предприниматели недоумевают, что уже никак нельзя оспорить данный факт.
— Ведь факты нарушений ими установлены и они имеют право на этом основании оспорить его обеспечительные меры. Он уже попался на том, что обманывал. Как можно сейчас ему доверять пассажиров! — недоумевают другие перевозчики.
Они также опасаются, что из-за своей нерешительной и выжидательной позиции Минтранс может проиграть в суде. Еще одно опасение маршрутчиков — супруга Буркова в прошлом судья Арбитражного суда Бурятии, а теперь в Иркутске — Восточно-Сибирского окружного Арбитражного суда.
Однако чиновник утверждает, что все нелицеприятные факты со стороны Буркова в дальнейшем сыграют еще свою существенную роль.
— Один из критериев при определении победителя — деловая репутация. Мы не можем Буркову запретить принимать участие в других конкурсах, но уверяю, что все факты будут учитываться именно при оценке деловой репутации, — заверил он.
Из десяти конкурсов по Заиграевскому району в восьми он был единственным кандидатом и в итоге стал бесспорным победителем, уверяют в министерстве. Баранов также подчеркнул, что обиды проигравших заиграевских предпринимателей необоснованны, так как «мы все меры принимаем, если не согласны, решайте в судах».
Естественный отбор
В Минтрансе уверены, судебные тяжбы, которые начал Михаил Бурков, по большому счету безосновательны и перспективы на положительный исход у предпринимателя вряд ли имеются. Они в очередной раз подчеркивают, что все нарушения имели место и нашли свое подтверждение в ходе рейдов.
— Мы ему не можем запретить принимать участие в последующих конкурсах, однако те нарушения, которые нами зафиксированы, без внимания не останутся. И я еще раз повторяю, что они повлияют при оценке в категории «деловая репутация», — говорит Иван Баранов.
Он подчеркнул, что с перевозчиками, которые нарушают условия, «согласно положению, договор расторгается сразу и в одностороннем порядке».
— Новый договор будет заключен с другим перевозчиком, который участвовал в конкурсе, но набрал меньшее количество баллов, — сказал Баранов.
В транспортном министерстве считают, что со временем пройдет естественный отбор среди маршрутчиков и недобросовестные все равно отсеются.
Минтранс бездействует
Несмотря на все заверения чиновников, перевозчики считают, что те бездействуют и пренебрежительно относятся ко всем их обращениям. По словам Натальи Гомбоевой, ей не раз приходилось встречать откровенное противостояние.
— Мне пришлось даже найти на их же сайте все должностные обязанности и указать на их бездеятельность и преференцию Буркову, — расстроенно говорит она.
По словам Натальи Гомбоевой, еще в ходе конкурса она не раз указывала на те нарушения, которые имеются у конкурента — ИП Буркова. Однако ей неизменно приходили служебные отписки и ответы.
— А ведь уже тогда ситуацию можно было не доводить до уголовного дела и судов, — считает женщина.
Сейчас они недоумевают, что мешает Минтрансу опротестовать действия Буркова по обеспечительным мерам.
По крайней мере, его самого хотя бы отстранить на время судов. Получается, они идут на поводу у перевозчика, уже не раз нарушившего условия, и доверяют ему жизни пассажиров, недоумевают заиграевские маршрутчики.