Не секрет, что японские автомобили, особенно те, что произведены для внутреннего рынка Страны восходящего солнца, уже давно завоевали сердца автолюбителей России. Однако у нас каждый год поднимается тема о запрете «правого руля». А что, если руль с правой стороны переустановить на левую?
«Опасные» автомобили
По мнению некоторых чиновников, автомобилей с правым рулем на российских дорогах быть не должно. Власть предержащие мотивируют свою позицию самыми разными доводами. Эти машины и не сертифицированы, и опасны, и не приспособлены для наших дорог…
Поэтому правому рулю чуть ли не ежегодно объявляют «бой». Не раз звучали угрозы об отказе в прохождении техосмотра, о невозможности поставить праворульную машину на учет в ГИБДД.
Последней каплей, взбудоражившей море и без того обеспокоенных россиян, стал новый техрегламент, о котором «Информ Полис» неоднократно рассказывал в прошлых номерах.
Но, несмотря ни на что, японские автомобили с правым рулем продолжают оставаться популярными. Это и понятно — пересаживаться с той же «Тойоты», пусть даже «праворукой», на Ford, Renault или отечественную «Калину» мало кому хочется. Ведь японские автомобили, даже подержанные, вызывают куда больше доверия.
У японских автомобилей с правым рулем богатая комплектация, широкая линейка двигателей и почти полное отсутствие проблем с запчастями. К тому же бытует устойчивое мнение, что автомобили для внутреннего рынка Японии сделаны гораздо качественнее, чем машины, предназначенные для экспорта.
По данным аналитического агентства «Автостат», сейчас в России насчитывается около двух миллионов праворульных японских автомобилей. И что же делать, если в один «прекрасный» день наши власти все же запретят правый руль?
Российские автолюбители уже нашли выход. Им стала переустановка руля.
Дорого и хлопотно
Есть мнение, что на «праворуких» машинах изначально все готово для переделки под левый руль. Однако это не совсем так. Подобная адаптация очень хлопотная и трудоемкая.
— Для того чтобы перебросить руль с правой стороны на левую, требуется до 60 новых деталей, — сообщил «Информ Полису» Анатолий Емельянов, совладелец одной из СТО во Владивостоке.
В мастерской Анатолия был перекинут не один руль, и о внушительном объеме работ он знает не понаслышке. Совладелец СТО сообщил, что переставить руль на левую сторону можно далеко не на каждой машине.
— Японский «праворукий» автомобиль должен иметь леворульный аналог, «брата-близнеца». При желании, конечно, можно переделать и остальные машины, но это длительный и дорогостоящий процесс, за который мало кто возьмется. Например, наша станция этим не занимается, — говорит Анатолий Емельянов.
Наш эксперт рассказал нам, что при перестановке руля автомобиль почти полностью разбирается и потом собирается заново.
— Переделываются педальный блок, система вентиляции, меняются торпедо, фары, моторный щит и много чего еще, — говорит Анатолий.
Цены на адаптацию разнятся и зависят от класса автомобиля. Например, работа по перестановке руля на бюджетной «Короллке» будет стоить примерно 1600 долларов. Плюс запчасти, которые, по словам сервисмена из Владивостока, обойдутся примерно в такую же сумму, но при условии, что детали будут подержанными.
Если машина стоит дороже, дороже обойдется и ее адаптация.
— Работы по переделке дорогого японского автомобиля выйдут примерно в 4000 долларов, поэтому предприятие не всегда бывает рентабельно, — считает Анатолий. — Но люди, желающие адаптировать «японку» под левый руль, всегда найдутся.
Мнение местного эксперта
Руководитель известной в Бурятии аукционной компании «Автореал» Сергей Улзытуев рассказал, что произвести адаптацию «праворукой» машины под левый руль можно не только в России, но и непосредственно в Японии. В этом случае «переделка» будет выполнена и качественнее, и быстрее, и дешевле.
— Возможность доставки таких автомобилей в Бурятию есть, но эта схема еще до конца не отработана, — сообщил «Информ Полису» Сергей Улзытуев. — К тому же никто не знает, как на это отреагируют власти. Лично я ни разу не видел, чтобы у нас ездила машина с перекинутым рулем.
Пока схема доставки из Японии автомобилей с переставленным рулем не прояснилась, компания «Автореал» не поставляет в Улан-Удэ такие машины. Но Сергей Улзытуев уверен, что спрос на них будет.
— Нужно посмотреть, как работает эта схема, какая реакция будет на таможне. Посмотрим, как будут завозить такие машины иркутяне и москвичи, — говорит Сергей Улзытуев.
Стоит ли игра свеч?
Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. С одной стороны, адаптация «праворукой» японки под левый руль — мероприятие затратное и не быстрое. Если посмотреть с другой стороны — в конечном итоге вы получаете возможность ездить на том автомобиле, который вам нравится, и при этом вам не придется переживать из-за капризов «мистера Пу» и его команды. Ведь руль-то будет слева.
На фото Д. Алаева: Этот автолюбитель с удовольствием ездил бы и на «левом руле», если бы он был доступнее