Досуг
2963

Воскреситель старого Верхнеудинска

В Русском драматическом театре проходит выставка талантливого художника коренного улан-удэнца Сергея Емельянова, посвященная нашему городу. Этот человек принципиально никогда не вступал ни в какие союзы. Отсутствие регалий он компенсирует своим неоспоримым талантом. Свои картины он создает из крохотных точек, нанесенных черным карандашом



 

В 1970 году семнадцатилетний юноша перешагнул порог Русского драматического театра в роли художника-декоратора. В 2010 году он вновь вернулся в этот храм искусства, но уже в новый, другой театр, переживший и пожар, и реконструкцию. Он вернулся, чтобы явить свое творение — городские былины в вольном изложении.

Тридцать работ, словно машина времени, переносят зрителя в далекие годы, в тот город, который мы не знаем, но в котором сейчас живем.

Сложная техника пуантилизма в буквальном смысле слова по точкам воссоздает на бумаге улочки, строения, жителей того Верх¬неудинска. Черно-белое графическое исполнение не кажется скучным, каждая работа жива и динамична. На первых планах художник разыграл бытовые сцены, рассказал об обычной жизни горожан, воссоздал людей, которых никогда не видел.

Часто в суете мы пробегаем по знакомым улицам Улан-Удэ, иногда замечаем стройки, новые здания. Город меняется, как само время, как люди, взрослеет, расширяется. А какой она была, столица солнечной Бурятии, когда по этим же дорожкам гуляли наши прапра¬прабабушки и прапрапрадедушки?

Изучение своей родины — дело интересное, но архивы не захватывают так, как изображения, застывшие моменты.

— Я очень хочу, чтобы наш город рос и развивался, чтобы горожане знали свою историю. Эту серию я создал для того, чтобы у моих земляков появилась возможность увидеть Верхнеудинск тех времен, когда нас не было, — рассказывает о себе Сергей Емельянов.

Действительно, вся серия отображает времена до рождения самого художника. Многочасовое изучение архитектуры зданий, которые не сохранились не только в жизни, но и даже на фотографиях, истории костюмов, событий не прошло даром. Емельянов воскресил первый плавучий мост через Селенгу, Спасскую церковь, уничтоженную в 30-х годах большевиками, гору Камешек и молитвенное место, установку атлантов на доме купца Капельмана, первую в истории города Триумфальную арку с имперскими атрибутами власти, общественный транспорт — услуги извозчиков за 40 копеек, поезд и АТС, пароход.

Попутно повествование Емельянова увлекает еще и историческими фактами. Например, не многие знают, что острог несколько месяцев подвергался осаде монгольского хана; на месте корпуса ВСГТУ по улице Смолина располагалась синагога; детская поликлиника №2 в прошлом лазарет Красного Креста государыни императрицы Екатерины (до сих пор в стенах осталось углубление, где раньше находилась икона Пресвятой Богородицы), а в 1897 году город пережил крупнейшее наводнение, затопившее треть Верхнеудинска, в 1919 году к нам прибыли американские солдаты-миротворцы и более года помогали наводить общественный порядок. Все это можно увидеть в «Городских былинах» Емельянова.

Завершающая работа этой серии — красивейшая панорама города с Богородского острова, выхваченное мгновение 1966 года. Глядя на застывший Улан-Удэ 44 года назад, понимаешь, как он прекрасен и вчера, и сегодня.

К сожалению, на выставку могут попасть только посетители спектаклей. Отдельных билетов не предусмотрено. Это веяние моды — удовольствие два в одном. Продолжат ли свою жизнь «Городские былины» в свободном выставочном формате, пока неясно. Сейчас у Сергея Емельянова просто нет средств на аренду зала в Музее города. Может быть, нам сделают подарок к 350-летию присоединения Бурятии к России, и тогда все желающие смогут увидеть родной город глазами своих предков.

Автор: Тома Сахнова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях