Административный ресурс в Бурятии работает в пользу одной электросетевой компании
О катастрофическом состоянии электросистемы в Бурятии сегодня не говорит только ленивый. Несмотря на высочайшие тарифы, число аварий растет устрашающими темпами, а изношенность сетей такова, что вряд ли кто рискнет ответить на вопрос, есть ли у нас шанс пережить эту зиму без крупномасштабных ЧП. Объективно все понимают, что «конец света» может наступить в любой момент. И пострадают от этого прежде всего жители республики.
Почему сети Бурятии доведены до такого состояния? Есть все основания полагать, что чиновники правительства используют административный ресурс в интересах одной компании-монополиста. Так считает руководитель правового отдела сетевых организаций «Энком» и «Байкалэнерго» Батодалай Багдаев.
– Батодалай Баторович, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (МРСК) рапортует о том, что израсходовала 265 млн. на ремонт сетей в республике. Из них 56 млн. рублей компания планирует потратить в этом году на сети города Улан-Удэ. Означает ли это, что потребители могут больше не опасаться аварий?
– Учитывая состояние сетей, это мизерная сумма, и она тем более незначительная, если учесть валовую выручку компании – 1 млрд. 880 млн. рублей в год. Только в Улан-Удэ МРСК (вернее, ее дочернее предприятие «Улан-Удэ-Энерго») поставляет потребителям около 1 млрд. киловатт-часов, при этом на ремонт тратит 56 млн. рублей. Наша кампания тратит на ремонт столько же при значительно меньших объемах – 76 млн. киловатт-часов. Из этих цифр прекрасно видны возможности частной сетевой компании: эффективность в 12 раз выше, затраты на ремонты в 12 раз больше. Если бы «Байкалэнерго» отдали 3 млрд. киловатт-часов, которые МРСК качает по республике, то на ремонт ушло бы около 1,5 млрд. рублей. Это значит, что за три года мы обновили бы все сети в регионе.
МРСК может тратить на ремонт в разы больше, но не делает этого. При этом представители компании постоянно говорят о том, что сетевые организации задолжали им 50 млн. рублей, из которых 25 млн. – долг нашей компании перед ними. Парадокс в том, что мы готовы заплатить деньги хоть сегодня, но МРСК отказывается их брать.
– Как такое возможно?
– Дело в том, что МРСК решила оспорить у нас право владения электрическими сетями, взятыми в аренду у восьми организаций. В рамках правового поля этот вопрос решить нельзя, поэтому они решили использовать административный ресурс.
В правительстве республики есть чиновники, которые продавливают интересы этого монополиста. Они представляют всевозможные протоколы заседаний правительства, в которых рекомендуют нам поступать тем или иным способом. Вызывают к себе глав городов и требуют работать с определенной компанией. То есть вместо рыночных отношений пытаются включить административный ресурс.
Тот же административный ресурс был включен в случае с этими восемью спорными точками. Однако с нами этот номер не прошел: давление дало нулевой результат. Рекомендации чиновников – это не решение суда, а закон – на нашей стороне. Все восемь точек у нас на законном основании, они у нас в тарифе, расходы по ним защищены на этот год.
На испуг взять не получилось. Тогда представители МРСК решили не подписывать с нами договор по этим подстанциям. Следовательно, у них нет оснований выставлять нам счета-фактуры, а у нас нет оснований платить им. Как только они выставят счета, то признают, что это наши подстанции. Таким образом, они загнали сами себя в угол.
– У вас есть доказательства сговора монополистов с чиновниками?
– На днях произошел и вовсе скандальный случай. Два монополиста – «МРСК Сибири» и «Бурятэнергосбыт» – при участии зампреда правительства Александра Фоменко приняли сенсационное по своей наглости и последствиям решение: расторгнуть в одностороннем порядке договоры «Бурятэнергосбыта» с сетевыми организациями (по закону, они могут это сделать только через суд), перейдя на новую схему расчетов – «котел сверху». При этом ни одну сетевую организацию на это заседание не пригласили.
Эта схема выгодна исключительно МРСК. «Котел сверху» означает, что деньги потребителей идут через компанию-монополиста, которая затем перечисляет деньги более мелким сетевым компаниям – своим конкурентам. При этом расправиться с конкурентами, «убить» их ничего не стоит. Поводы не перечислять средства всегда можно найти. Для маленькой сетевой организации достаточно пару месяцев не получать средства – возникает задолженность по налогам, заработной плате и т.д. «Котел сверху» – мощнейший инструмент расправы над конкурентами. Пока будешь доказывать свою правоту в суде, успеешь «умереть».
Этот документ – протокол совещания монополистов от 29 сентября – есть у нас на руках, завизировал его зампред правительства А.А. Фоменко. Формулировки протокола напрямую противоречат Федеральному закону №135 «О защите конкуренции». Нарушено сразу несколько положений. Здесь явно прослеживается сговор двух монополистов и органа государственной исполнительной власти, причем документально подтвержденный.
Кроме того, явно прослеживается вмешательство государственной власти во взаимоотношения хозяйствующих субъектов, что в принципе недопустимо. Статьи 15, 16 Закона №135 категорически запрещают органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.
Вывод один: в данном протоколе мы видим прямое лоббирование со стороны правительства в лице Фоменко интересов монополистов в ущерб всем остальным участникам рынка, навязывание заведомо невыгодных условий мелким сетевым организациям. Это вопиющее нарушение.
– Почему Александр Фоменко пошел на прямое нарушение закона, подписавшись под протоколом?
– Можно предположить, что речь идет о личной заинтересованности. Но такое открытое и грубое давление не могло остаться без ответа. Территориальные сетевые организации вынуждены были обратиться с заявлением к президенту России Дмитрию Медведеву. В ближайшее время оно будет направлено в Москву. До сих пор Бурятия не знала примеров такого неприкрытого сговора при содействии зампреда правительства, да еще и документально подтвержденного. Вряд ли после этого А.А. Фоменко усидит в своем кресле, но, видимо, у него есть более чем веские причины рисковать.
– Батодалай Баторович, чем закончились нашумевшие конфликты в Северобайкальске и Гусиноозерске, где вашу компанию лишили права аренды сетей и отдали эти сети в аренду опять же дочке МРСК – «Бурятэнерго»?
– Что касается Северобайкальска, то УФАС уже вынесло решение о том, что нас незаконно лишили права аренды сетей, а «Бурятэнерго» (МРСК) незаконно владело этими сетями.
По Гусиноозерску ситуация также развернулась в нашу пользу. В 2008 году мы выиграли конкурс на право аренды городских сетей на ближайшие 20 лет. Было подписано концессионное соглашение с администрацией Гусиноозерска. Однако имущество нам передать не успели, поскольку МРСК подала в суд четыре иска, от которых в дальнейшем отказалась. Пока длился суд, скандал дошел до президента России, и Гусиноозерск в одностороннем порядке расторг соглашение. Сети ушли в МРСК.
Буквально на днях протокол, на который они ссылались при расторжении концессионного соглашения, признан судом недействительным, и решение вступило в законную силу. Кроме того, в суде первой инстанции – в Арбитражном суде Республики Бурятия – было принято решение о признании незаконными действий администрации г. Гусиноозерска по расторжению концессионного соглашения. Дело долго находилось на апелляционном и кассационном рассмотрении. Федеральный арбитражный суд РФ опять же встал на нашу сторону, отменив решение апелляционной инстанции.
Теперь глава г. Гусиноозерка Кудряшов имеет все шансы получить нашу компанию в скором времени на сетях города и при этом разорить казну г. Гусиноозерска, если мы предъявим ему иск о недополученной выгоде за два года. Бюджет может быть пущен в трубу благодаря абсолютно непрофессиональным действиям мэра Гусиноозерска и лично стараниям господина Фоменко.
– Неужели и здесь замешан Фоменко?
– По некоторым источникам, господин Фоменко не один раз вызывал к себе мэра города и давал указания ни в коем случае не пускать в Гусиноозерск «Байкалэнерго» и отдать сети в аренду МРСК, что тот и сделал. Теперь попытка использовать административный ресурс против небольшой сетевой организации в интересах монополиста может больно ударить по бюджету города. Кроме того, надо понимать, что любое административное давление и отсутствие конкуренции ведут к росту тарифов и плохому качеству обслуживания сетей.
Чтобы выжить в условиях рынка, нам пришлось столкнуться с огромным чиновничьим лоббистским ресурсом. Настала пора соответствующим инстанциям спросить Александра Фоменко: почему при огромных тарифах, отсутствии полноценного ремонта и возрастающем числе аварий он так благоволит одной компании? Из-за щедрости последней? Куда проще обеспечить одного чиновника на хлеб с маслом, чем целую республику полноценными сетями?
Беседовал Иван Санжиев,
«Аргументы недели. Восточная Сибирь».