Мое автопутешествие через восемь штатов началось в Нью-Йорке, в пять тридцать утра
Столь ранний старт мои американские друзья объяснили необходимостью проскочить утренние пробки. Но не успели мы выехать с Манхэттена, как застряли на Вашингтон бридж. Джем-трафик случился из-за небольшой аварии на выезде с моста. Потеряли минут пятнадцать. Следующая пробка случилась уже на обратном пути в Чикаго, причина ни то марафон, ни то более короткий забег в центре города. Больше за все почти пять тысяч километров заторов на пути нашей машинки не случалось.
На фоне остальных участников движения наша Honda Civic SE sedan выглядела довольно скромно. Многие американцы любят большие машины с многолитровыми двигателями. У нашей был двигатель объемом 1,7 литра и коробка-автомат. Недостатка мощности я не ощущал даже при обгоне в гору с восьмидесяти миль в час. Восемьдесят миль в час (около 130 км в час) – это ровно середина шкалы спидометра на этой машине. Водитель я не агрессивный и комплексов по поводу размеров и цены авто не испытываю. Такая машина здесь стоит около восьми тысяч долларов, пробег 100 000 миль, 2005 года выпуска. Никаких проблем с Honda на всем пути не было. В автосервис заехали лишь однажды. В Детройте хозяин вспомнил, что масло давно не менял. Подъехали к супермаркету, где, помимо продажи продпромтоваров, еще и автомастерская. Отдали ключи, вернулись через 20 минут, заплатили 25 долларов и поехали дальше. Спросил владельца про марку и тип масла, в ответ получил недоуменный взгляд: а оно что, разное бывает? Действительно, зачем ему лишняя информация. Он же деньги заплатил, вот пусть у тех, кто за это деньги получает, голова и болит.
А еще я впервые крутил руль с пассажирского места. Если кто забыл, в Бурятии слева чаще всего сидит нерулевой, бывает, что левое переднее кресло вообще пустует. Так вот, особых неудобств я не заметил. Разве что несколько раз вместо поворотника включал дворники. Так что я не против пересесть на леворульную машину. Почему-то эти неумные дядьки в Кремле и его окрестностях решили, что наша любовь к правому рулю – это какая-то ментальная аномалия. И не могут понять, что они там для того, чтобы, если не улучшать наше качество жизни, хотя бы не ухудшать. Тем не менее с маниакальной настойчивостью пытаются пересадить нас либо на менее качественные, либо более дорогие автомобили. Конечно, я не полный идиот и понимаю, что есть круг заинтересованных в этом лиц. И даже понимаю, почему их деньги важнее наших голосов. А потому извините за отступление, вырвалось.
Перемещение в пространстве посредством американских хайвеев занятие скучное. Поначалу единственным развлечением было разглядывание попутных машин и их обитателей. После некоторого удаления от города добавилась еще одна забава. Кто первым угадает, трупик какого животного лежит на обочине. Чаще всего попадались еноты и ежи. После пятого трупа решил вести статистику. После сорокового наскучило. Тем не менее получилось примерно так. За 4800 километров я увидел всего около трехсот енотов, ежиков, кроликов и скунсов. Из крупных животных – три с половиной оленя. Три трупа и один, пока живой, стоял на обочине. Хорошо что не бросился, за рулем был, и что делать в такой ситуации, не знаю. С кроликами понятно – давить, а о такой серьезный кусок мяса, пожалуй, можно и убиться.
А еще за все это время я видел всего четыре аварии. Почитал статистику. В США на дорогах ежегодно погибает 40 тысяч человек. Это на 300 млн. населения, 220 млн. автомобилей и 6,5 млн. километров дорог. А у нас 35 тысяч погибших на 140 млн. населения, около 40 млн. автомобилей и 700 тысяч километров дорог. Статистика не в нашу пользу, увы. И понятно, почему американские водители законопослушнее и в целом спокойнее и доброжелательнее. Ни разу не видел, чтобы не пропустили пешехода на переходе. Если стоит знак «стоп», значит, все останавливаются.
Мне довелось прокатиться по разным автодорогам. И по платным скоростным, и по небольшим проселочным дорогам, и даже по грунтовой. Практически нигде я не испытывал дискомфорта. Единственное в Нью-Йорке заставляют нервничать такси и велосипедисты, ну и плюс интенсивность движения выше. А Чикаго славится «шахматистами», с чем это связано, не знаю, местные объяснить не смогли. Помимо доброжелательного в целом стиля вождения, дороги радуют грамотной организацией движения. Ну и, конечно, качество американских дорог всем известно. В отличие от наших слаломных трасс, здесь мне ни разу не пришлось объезжать ямы-колдобины. Единственное, что нарушают все поголовно, это ограничение в скорости. Если на трассе написано, что максимальная скорость 70 миль в час, так все едут около 80. Как говорят сами американцы, скоростные трассы – это самонастраивающийся механизм. И в превышении скорости на 10 – 15 миль в час заинтересованы все, даже полиция. Во-первых, увеличивается пропускная способность дороги, во-вторых, у полиции появляется формальный предлог остановить подозрительный автомобиль. В наших правилах дорожного движения написано, что самой безопасной скоростью является средняя скорость потока. Потому и двигались мы, как все. И хай-вэй патруль нас не трогал, лишь однажды проезжающий мимо офицер показал на спидометр, мол, что же вы так. Вот и все контакты с дорожной полицией за три тысячи миль.
Перед поездкой я решил заглянуть в местные правила дорожного движения. Оказалось, что в каждом штате свои правила. Основные положения, конечно, похожи. Но есть различия в максимальных скоростях, где-то не разрешен поворот направо на красный свет, а в Калифорнии своя цветная система ограничения парковки. В целом правила простые и понятные. В правилах штата Иллинойс всего 15 дорожных знаков, вполне возможно, что где-то есть и меньше. Посмотрел вопросы, задаваемые на теоретическом экзамене. Всего 50 вопросов с вариантами ответов от двух до четырех. На экзамене задают двадцать из этих пятидесяти. Вопросы простейшие, подавляющее большинство сдают экзамен с первого раза. Если не сдал с первого раза, можно попробовать еще раз, хоть в тот же день. В некоторых штатах разрешено сдавать с переводчиком. После сдачи теории претендент получает удостоверение, разрешающее управлять автомобилем в присутствии человека, имеющего полные права. Чтобы получить полноценные права, надо сдать вождение. Инспекторы, принимающие экзамен на вождение, везде разные. Говорят, сложнее всего сдать в Нью-Йорке. Жена знакомого сдавала во Флориде. На теоретическом тесте сидела спиной к переводчику, через которого ей задавали вопросы. Потом с инструктором проехала круг по стоянке супермаркета и через 15 минут получила заветный документ. Причем никаких медицинских справок в США не требуется. Непосредственно перед сдачей теста с помощью таблицы проверки зрения достаточно доказать, что ты не слепой. И все. Причем удостоверения выдает не полиция, а специальное подразделение местной администрации. Как ни странно, не требуется медицинская справка и для прохождения техосмотра. Странные они, эти американцы. Думается, не тех шпионов внедряли наши эфэсбэшники в Америку. Пара батальонов отечественной ГИБДД навсегда парализовала бы экономику США. И потеснили бы наши люди в погонах Била Гейтса с верхних строчек Форбса!
Рассказывать о придорожном сервисе для меня дело сложное. Все знают, что через несколько десятков миль на крупных трассах обязательно есть сервис-зоны, где можно передохнуть, перекусить и посетить туалет. Также все знают, что в туалетах у них чисто, есть бумага, мыло и горячая вода. Так вот эти дворцы я практически не посещал. Потому что, когда мне наскучило считать трупы животных, мы съехали с федеральной трассы №80.
Если никуда не торопишься, передвигаться по небольшим местным дорогам значительно интереснее. Так, в отрогах Аппалачей я позавтракал домашними сосисками под сливочным соусом в маленькой деревушке Логантон на пенсильванщине. Пообедал смешными гамбургерами в Санкт-Петербурге штата Огайо. Смешными, потому что таких маленьких, на два укуса, я к тому времени еще не видел. А вот в Москве штата Мичиган перекусить не удалось. По случаю воскресенья единственная закусочная в Москве не работала. А в Милане выпил кофе, говорят, точно такой же кофе любил родившийся здесь Эдисон. Этот Милан находится, конечно, не в Италии, а в штате Огайо. Так что преимуществ у неглавных дорог масса. И даже если вам надоест наблюдать за повседневной жизнью аборигенов, можно продолжать считать трупы животных. Как оказалось, они вездесущи.
Когда проезжали штат Мичиган, меня позабавили информационные знаки. Перед знаками, оповещающими о дорожных работах, устанавливают знак «За убийство дорожного рабочего штраф 7500 долларов и 15 лет тюрьмы». Напомнило прейскурант на бой посуды в меню наших ресторанов. А в штате Иллинойс дают всего 14 лет тюрьмы, но зато штраф уже 10000 долларов. Расценки в остальных посещенных мною штатах почему-то не разглашают. Но практически везде в зоне дорожных работ штрафы удваиваются.
Возвращались мы в Нью-Йорк около десяти вечера, поэтому дорога была практически свободна. В Нью-Джерси решили заправиться. Заехали на заправку, я по привычке собрался идти к колонке, но мой товарищ остановил мой порыв, оказывается, в этом штате закон запрещает самостоятельно заправляться. Служащий залил на двадцать долларов семь галлонов бензина Regular, что-то около 23 рублей за литр. И мы въехали в город желтого дьявола по верхнему ярусу моста Вашингтон.
В небольших городках можно встретить вот такие универсальные бизнесы: прачечная, солярий, нотариальные услуги, лото и прокат каноэ.
Центральная улица Милана. В этом городе родился Томас Эдисон.
Я на «правильной» Хонде
Трехколесный мотоцикл
Интерстейт возле Чикаго
Мексиканский ресторан «Москва» в одноименной деревне
У московских пожарных работы не много
Общество
4461
Три тысячи миль на леворульном авто
В отличие от наших слаломных трасс, здесь мне ни разу не пришлось объезжать ямы-колдобины. Единственное, что нарушают все поголовно, это ограничение в скорости