Общество
3764

Журналист "Информ Полиса" поработал в трамвае

Журналист еженедельника «Информ Полис» провел рабочий день в улан-удэнском трамвае



Октябрьским утром трамвай №4 как обычно двигался по своему маршруту в городе Улан-Удэ — ЛВРЗ — Мелькомбинат. Пассажиров было немного, мест хватало всем, кондуктор с неизменным «приготовьте плату за проезд» бодро передвигалась по вагону, обилечивая вновь вошедших. Шум в середине салона привлек общее внимание. Немолодая хорошо одетая женщина строго говорила кондуктору. «Это что за деньги вы мне даете? Я вам дала 50 рублей, а вы мне мелочи столько. Не надо мне таких денег. Куда я с ними? Дайте нормальные!» — теряла терпение возмущенная пассажирка. Кондуктор тщетно пыталась в сотый раз объяснить, что монеты номиналом в один и пять рублей — это тоже деньги и их пока в России никто не отменял. Почти все пассажиры в вагоне с интересом наблюдали за происходящим, но при этом делали равнодушный вид. Пассажирка, вдоволь накричавшись, деньги все-таки взяла и с надменным видом вышла на остановке, продолжая что-то бормотать себе под нос. После скандала в вагоне надолго повисла напряженная тишина. Кажется, что каждый из пассажиров чувствовал свою причастность к ссоре.

В последнее время, когда Центробанк стал выпускать новые металлические монеты стоимостью 10 рублей, для кондукторов настала просто беда. Пассажиры недовольны тем, что сдачи им дают мелочью, даже пятаки и десятки пассажиры воспринимают в штыки. Если большинство начинает ругаться, то наиболее злобные горожане кидают монеты в лицо кондуктору. А вместе с тем мелочь — это те деньги, которыми расплачиваются сами пассажиры. Особенно много их бывает в конце месяца, когда горожане еще не получили зарплату. Иногда у кондуктора бумажных денег нет совсем. Почти каждый день шею кондуктора оттягивает сумка весом до четырех килограммов.

В реформах «виноват» кондуктор

Ближе к обеду в вагон зашел пожилой мужчина с тросточкой. Он тяжелой походкой доковылял до ближайшего свободного места и осторожно сел, при этом с интересом оглядываясь по сторонам. Когда кондуктор спросила удостоверение пенсионера, пассажир промолчал, а на повторное обращение стал отчитывать женщину. «Старость не уважаешь. Какое тебе удостоверение надо? Я пенсионер, инвалид, а вам бы только денег содрать!» — завелся пожилой человек. Терпеливая кондуктор стояла на своем: «Покажите удостоверение или платите за проезд». Пассажиры в вагоне разделились на два лагеря. Одни поддерживали пенсионера: «Совсем стыд потеряла со старым человеком так обращаться, сама такой же станешь». Особенно разъярились старушки, громко крича на весь вагон, они вспоминали советские времена, жаловались на Путина и свою тяжелую жизнь. Однако и за кондуктора заступились несколько человек. С места пассажиры бурчали: «Она ни в чем не виновата, а лишь выполняет свои обязанности».

С 1 ноября у кондукторов появилась новая проблема — отменили проездные билеты для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. Федеральная субсидия, рассчитанная на льготные проездные, отменена еще в январе нынешнего года. В 2010 году правительство Бурятии выделило 10 млн. рублей, но эти средства уже освоены. Всего инвалидов и ветеранов ВОВ, имеющих право на льготный проезд в трамваях, в Улан-Удэ около 1300 человек.

Кондукторам пришлось принять на себя очередную волну возмущений. Почти каждый льготник не останется в долгу и выплеснет на сотрудника МУП «Управление трамвая» свое негодование.

— Надо будет терпеливо объяснять, переубеждать и, конечно, выслушивать оскорбления, — рассказывает Тамара Дараева, наставник кондукторов муниципального предприятия.

Обо всех правах и льготах пассажиров кондукторы знают, эта информация доводится до работников регулярно, как только появляется. А вот пассажиры не всегда осведомлены о происходящих в стране и республике реформах.

Тысяча как проездной билет

На очередной остановке в вагон вошли два студента. Заняв свободные места, они сразу отвернулись к окну, но спрятаться от внимательного кондуктора им не удалось. Как выяснилось, денег у них нет. «Нам ехать всего две остановки!» — нагло заявили молодые люди. Выгнать ребят хрупкая женщина не смогла, а уговоры не помогли.

Чтобы не платить за проезд в трамвае 10 рублей, горожане идут на самые разные ухищрения. Например, излюбленный метод всех «зайцев» — расплачиваться очень крупными деньгами, чтобы в кондукторской сумке не нашлось сдачи. Такие хитрецы расплачиваются крупными купюрами — тысячной или пятисоткой рано утром. Как правило, в такой час сдачи у кондуктора нет, а выгнать из вагона за то, что пассажир не расплатился, нельзя. Чаще всего по таким «проездным билетам» ездят одни и те же улан-удэнцы, и кондукторы знают их в лицо. Некоторые даже пытаются проучить «зайцев» и готовят для них сдачу мелочью.

— Как только кондуктор готов отдать сдачу мелочью, у пассажира сразу же находится десятка, — говорит Тамара Дараева, наставник МУП «Управление трамвая».

А еще благодаря развивающейся полиграфии «красными» книжечками и удостоверениями обладает великое множество наших предприимчивых горожан. И получается как в старом анекдоте. Контролер проверяет билеты. Один пассажир, показывая удостоверение, говорит: «КГБ», второй: «АБВГД», третий: «Я тоже зайцем еду».

Неграмотные водители и глухие пешеходы — беда для трамваев

К вечеру в вагоне уже было не протолкнуться. Студенты и школьники ехали с учебы, пенсионеры возвращались домой. Кондуктор ругалась с пьяным, который отказался платить за проезд и в придачу ко всему громко матерился и размахивал руками. Внезапно вагон стал тормозить, и увлеченные событием пассажиры повалились вперед.

По трамваю пробежала волна возгласов: «Что такое? куда водитель смотрит? что случилось?». Любопытные прижались к окнам, но разобрать в вечерних сумерках что-либо было сложно. Кондуктор, оставив пьяного, бросилась к кабине водителя. Через несколько минут она сообщила, что на рельсы выскочил автомобиль, и аварии удалось избежать чудом. Вагон медленно докатился до Элеватора и надолго застрял в автомобильной пробке. Машины, не соблюдая правила дорожного движения, нагло выезжали на рельсы.

— Перегораживают путь трамваю, практически нигде не уступают дорогу, ломаются прямо на трамвайных рельсах. Хотя в правилах прописано, что рельсовое транспортное средство является приоритетным, все равно все спешат и дорогу не уступают, — жалуется Екатерина Вешнякова, наставник водителей МУП «Управление трамвая».

В рабочие дни на линию выходят 45 трамваев, а в выходные — 40. И весь день эти 45 вагонов сталкиваются с беспределом на улан-удэнских дорогах. Наиболее проблемные для трамваев перекрестки — это Элеватор (ул. Гагарина и проспект 50-летия Октября), Октябрь, развязка (проспекты Строителей и Автомобилистов), ул. Советская. Во время заторов на дорогах один вагон тратит электроэнергии на 35 киловатт больше, чем в обычные дни.

— Если посчитать на 40 единиц, это полторы тысячи киловатт, — делает вывод наставник.

Пробки обычно бывают утром и вечером в часы пик, а также в непогоду, когда идет сильный снег или дождь. Случаются недоразумения и с пешеходами. Если пенсионеры не слышат приближающийся вагон в силу своей старости, то молодые люди надевают наушники, а дальше, как говорится, хоть трава не расти.

— Бывает, что просто на остановке стоит, ждет трамвай и не слышит, что он уже подошел, буквально стоит на рельсах, и убрать его невозможно, пока в упор не подъедешь, — объясняет женщина.

В 23.00 пустой трамвай по маршруту №4 вернулся в депо. Кондуктор и водитель сдадут путевой лист и поедут по домам, а вагон до четырех утра будут мыть и дезинфицировать.

На фото А. Огородник: дольше всего трамваи простаивают во время пробок на Октябре, Элеваторе и на развязке в 20а квартале

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях