Авиабаза в Джиде, на которой базировались бомбардировщики Су-24М, постепенно перемещается под Челябинск. Поселок, который во многом жил за счет военных, вскоре окажется на грани бюджетного кризиса, умрет мелкий бизнес, уедут лучшие учителя местной школы
У въезда в большой военный городок, находящийся на территории поселка Джида, стоят два универсальных магазина. Это удобно: идут из школы дети военных — покупают газировку и чипсы, возвращаются жены авиаторов — берут продукты и необходимые для дома вещи. Ну и сами военные после рабочего дня оставляют в торговых точках немалые деньги.
Но вскоре один из этих магазинов закроется. Или даже оба. Большую часть военных, которые сейчас живут в этом уютном городке из брежневских пятиэтажек, переводят из Бурятии в Челябинск.
— Смысла торговать тогда просто не будет, — объясняет хозяйка одного из магазинов Людмила Стрельцова, показывая полупустой склад. — Бизнес просто умрет. Уже сейчас завозим гораздо меньше товара.
Минобороны лукавит
Военное ведомство России пока официально молчит о том, что авиабазу штурмовых бомбардировщиков (раньше это был 2-й гвардейский бомбардировочный полк) переводят из Бурятии.
— Эта информация не соответствует действительности, — официально заявили «Информ Полису» в отделе информационного обеспечения ВВС России. — Никакого решения о ликвидации авиабазы Су-24 в Бурятии не принималось. Возможно, такая информация появилась из-за того, что под Челябинском проходила подготовка к масштабным учениям «Взаимодействие-2010». В них участвовали самолеты с разных концов России, включая и Су-24 из Бурятии.
Но факт: жены летчиков сидят на чемоданах. Пустые картонные коробки, в которые можно упаковать вещи, продаются в поселке по 60 рублей. Спрос на них огромный.
— Официально наши мужья находятся в Челябинске в командировке, — рассказала нам одна из женщин, чей муж служит на авиабазе. Она предпочла назваться Ольгой, но предупредила, что зовут ее совсем не так. — Однако там они занимаются тем, что ищут жилье, осматривают новое место службы. Директивы о переводе уже подписаны.
Трех- и двухкомнатные благо-устроенные квартиры, как в военном городке в Джиде, авиаторам из Бурятии в Челябинске никто не предлагает.
— Мужьям просто сказали: «Там нужны вы, а не ваши семьи», — говорит Ольга. — А к нам и к детям отношение, как к скоту. Жилье будем искать сами: съемные квартиры там дорогие. Возможно, со временем дадут общежитие.
Хотя несколько жен военнослужащих в разговоре с «Информ Полисом» говорили о том, что рады такому переводу «в никуда».
«Джида — это такая дыра», — подчеркивали они.
Но таких все же меньшинство.
Бюджет Джиды рухнет
Глава поселка Геннадий Шман подсчитывает, что потеряет поселок от перевода военных. Его сейчас очень заботят две вещи: бюджет поселка точно станет дотационным и ему не удастся реализовать многие задумки, которые хотела осуществить поселковая администрация.
— Мы уже знаем, что уедут 500 семей. Это около 1500 человек, — говорит он. — И если не в 2011 году, то через год наш бюджет определенно будет дотационным. Сейчас же мы одно из редких поселений, которые живут исключительно за свой счет. Помощи ни у кого давно не просим.
Благодаря бездефицитному бюджету, который военные и сам гарнизон наполняли местными налогами, в поселке удалось сделать очень многое. Исправно работают детская и взрослая библиотеки, книжные фонды которых постоянно пополнялись за счет бюджета. Явление для сельских поселений в нынешней Бурятии почти уникальное. Отремонтирован спортивный клуб, в который то и дело покупали новый инвентарь, тренажеры, другое оборудование. Без проблем финансировались и другие социальные объекты.
Из лучших в обычные
Денежные вопросы, впрочем, можно решить, попросив финансирование от районных властей. Хотя не факт, что дадут в полном объеме. Но для Геннадия Шмана, который долгие годы работал учителем физкультуры в местной средней школе, гораздо больнее другая потеря: резко ухудшится качество образования в поселке.
В джидинской школе сейчас учится 707 человек. Когда закончится перевод военных, эти стены недосчитаются более 200 школьников, которые живут в военном городке.
— Самое главное, уедут высококвалифицированные учителя, — печально говорит директор школы Ирина Малова. — Ведь у нас многие преподаватели — жены военных. Они получали образование в лучших педагогических вузах страны. Будет дефицит, например, учителей английского.
Именно благодаря этим кадрам, по словам директора, школа сейчас является самой лучшей в Джидинском районе. Ее ученики не раз становились победителями республиканских олимпиад, многие поступали в высшие учебные заведения в различных регионах. Сама школа выигрывала гранты по национальному приоритетному проекту «Образование». Постоянно закупалось необходимое для учебного процесса современное оборудование.
Теперь многое из этого останется в прошлом. Да и сама жизнь поселка, разом потерявшего треть населения, станет гораздо беднее, скучнее и, главное, тише.
Пока же с расположенного неподалеку аэродрома еще взлетают фронтовые бомбардировщики Су-24, нарушая спокойствие джидинской степи. Но это не плановые учебные полеты. Просто механики доводят до ума сломанную и законсервированную технику, остающуюся в почти опустевших секретных ангарах, чтобы она своим ходом смогла улететь на место новой дислокации в Челябинскую область.