В Бурятии нет заинтересованности в полном и всестороннем расследовании грандиозных махинаций с миллиардами бюджетных рублей, спущенных и зарытых в песок и асфальт дороги Улан-Удэ — Курумкан, реконструкция которой черепашьими темпами ведется уже второй десяток лет без внятных сроков по ее завершению
Однако тем самым в песок зарывается и корень решения проблемы разбазаривания бюджетных средств, низких темпов ввода и плохого качества дорог в республике.
Летом 2009 года улан-удэнская дорожная фирма Григория Китова “Сибстроймеханизация” среди нескольких организаций зашла на выполнение субподряда по реконструкции дороги Улан-Удэ — Курумкан, тендер на строительство которой несколько лет назад выиграла московская структура ЗАО “Корпорация “Согласие Стройинвест” (ЗАО “КСС”).
Как водится, московская структура сама строить не стала, а наняла субподрядчиков, в том числе компанию Григория Китова, которая выполнила работы по строительству дорожной насыпи на 34,4 млн. рублей. Однако денег строители так и не получили и после долгих мытарств написали заявление в правоохранительные органы.
Из материалов милицейской проверки использования бюджетных средств на строительстве дороги Улан-Удэ — Курумкан: “В мае 2009 года на ГУ “Бурятрегионавтодор” был выдан аванс в сумме свыше 200 млн. рублей. По мере выполнения работ заказчик списывал стоимость данных работ из выданного аванса. Фактически денег не было”.
Иначе говоря, деньги-то были, но до реальных исполнителей работ они не дошли.
Является ли эта сумма в 200 млн. рублей тем самым дорожным откатом?
Тогдашний руководитель проекта ЗАО “КСС” Евгений Степанов, ныне председатель комитета по имуществу и земле мэрии Улан-Удэ, комментировать ситуацию отказался: “К моменту возникновения задолженности перед Китовым я на дороге уже не работал”.
Между тем, по сведениям “МК”, на скандальной дороге Улан-Удэ — Курумкан кинули два десятка субподрядчиков и поставщиков!
“В аналогичном положении оказались организации Иркутской области, Красноярского края, Бурятии. Все это приобрело массовый характер, у нашей организации не самая большая сумма задолженности. У нас возникла задолженность по налогам, перед собственным персоналом, поставщиками. Фактически многие из нас находятся в предбанкротном состоянии”, — пишет в своем письме президенту Медведеву Григорий Китов.
Поскольку дальше наблюдать подобные безобразия и нести репутационные риски никому не хотелось, правительство РБ было вынуждено разорвать госконтракт и на дорогу зашло ООО “Альфапром”. Причем не случайно, что директором этой фирмы является бывший руководитель работ от ЗАО “Корпорация “Согласие Стройинвест” г-н Хусаев на дороге Улан-Удэ — Курумкан. Сам Китов говорит, что при этом ничего кардинального не изменилось, а денег за уже выполненные работы он до сих пор не может добиться.
Главная причина постоянного срыва темпов ввода реконструированных участков, долгов по зарплате, забастовок и голодовок рабочих на трассе — слишком высокий уровень откатов. Сегодня об этом говорят практически в открытую — как главный фактор того, что, несмотря на миллиарды, направляемые в дорожную отрасль, дороги Бурятии становятся только хуже. Вот и получается, что стоимость строительства дорог в республике выше, чем в Европе, и в несколько раз ниже, чем в Китае.
— Три года назад одна крупная китайская фирма вышла на меня с просьбой организовать встречу с чиновниками правительства РБ, — рассказывает местный предприниматель, уже много лет работающий в сфере строительства. — Их заинтересовал проект реконструкции курумканской дороги, как раз тогда было заявлено, что Москва увеличивает объем финансирования.
Условия китайцев — они запускают в Бурятии четыре завода по производству дорожного полотна по самым современным технологиям и завозят своих рабочих. Но при этом гарантировали сдачу в год по 50 километров дороги — с темпами, в пять раз превышающими наши. За те же деньги. Для республики этот вариант был бы выгоден тем, что те современные заводы, которые бы они смонтировали у нас, уже к нынешнему году, когда дорога была бы закончена, можно было выкупить у китайцев и использовать современные технологии уже самим.
Рассказывают, что Станислав Патрушев, бывший министр транспорта РБ, приняв инвесторов, долго не мог прийти в себя от изумления, когда узнал, что за те же деньги можно выполнить так много и быстро. Без головной боли, срыва сроков работ и голодовок обманутых рабочих. Однако дальше интереса дело не пошло. Или интерес был совсем в другом.
В общем, китайцам дали от ворот поворот, мол, пусть наши рабочие работают, их интересы будем защищать. Впрочем, слова чиновников о поддержке местных рабочих — это только слова. В октябре 2009 года на строительстве дороги Улан-Удэ — Курумкан погиб водитель экскаватора Валерий Евсеев. В ходе погрузки экскаватор перевернулся и упал на дно песчаного карьера. Его дочь Евгения вот уже больше года обивает пороги правоохранительных органов с просьбой возбудить уголовное дело в отношении руководителей дорожных работ на курумканской дороге. Но везде получает только отказ.
Как это происходит сплошь и рядом на строительстве дорог, Евсеев был устроен на карьер без оформления, с целью минимизации налогов. А после трагедии его обвинили в том, что он якобы работал пьяным. И не выплатили ни копейки материальной компенсации за гибель кормильца. Был человек, нет его. Поехали дальше — осваивать деньги. Как водится, инспекция по труду ничего не нашла.
— Вы не представляете, с каким количеством лжи и несправедливости я столкнулась, когда стала добиваться расследования гибели отца на производстве, — говорит дочь погибшего рабочего. — Эту стену равнодушия пробить невозможно.
Невозможно, потому что дорожная отрасль считается самой коррумпированной в России, где крутятся сотни миллиардов рублей в год. Неэффективность, непрозрачность, коррумпированность процесса пока не дают никаких оснований надеяться, что когда-нибудь мы будем ездить по хорошим дорогам. Если только не будет политической воли прекратить раз и навсегда подобную вакханалию с дорожными деньгами.