Общество
5224

Буряты Старого Света

Интервью

Как австрийский ученый "степняков" в Европе искал



III Международный симпозиум "Мир буддийской культуры: наследие и современность", прошедший 3-4 ноября в поселке Агинское, в очередной раз привлёк внимание специалистов к истории забайкальских кочевников и их духовному потенциалу. В связи с этим редакция читинской газеты "Экстра" обратилась к сотруднику Австрийской академии наук Штефану Кристу - крупнейшему исследователю бурят Европы, чтобы узнать, как "дети степи" в Париже живут, и почему Ален Делон дружил с "потомком Чингисхана"?







-  Штефан, как вы, житель далёкой от Забайкалья Вены, стали одним из крупнейших исследователей бурятского этноса?

- Причина тому - его величество Случай! Так совпало, что ещё в юности я занялся социо-культурной антропологией - наукой, одна из задач которой изучение современных нам этнических общностей. Заинтересовавшись коренными народами Сибири, я сделал бурят объектом своих научных изысканий. Мой выбор в то время совпал с возросшим на Западе интересом к кочевым культурам, их нравам и потенциалу, за анализ которых я и принялся. С тех пор я регулярно путешествую по Бурятии, Иркутской области, Монголии и Забайкалью, посещая буддийские дацаны, участвуя в религиозных обрядах и спортивных соревнованиях. Одним из итогов моей работы стал курс "Бурятоведения", разработанный для Венского университета. Это первый подобный курс, созданный на базе европейского вуза. Шаг за шагом, я стал обрастать связями не только с бурятами России, но и Европы, общаясь с ними через Интернет или встречаясь во время поездок.-

- В каких европейских странах можно встретить "потомков Чингисхана"?

- Разумеется, они живут во всех частях бывшего СССР, а также в большинстве государств Варшавского договора, но есть они и западнее - в Австрии, Германии, Англии. Недавно мне рассказали, что несколько бурят поселились в Италии. Однако важнейшим оплотом этого народа стала Франция, в столице которой с 2003 года находится главный центр Европейской ассоциации бурятской культуры "Гралтан". Его возглавляет Галина Рыбина-Дрюон - выпускница Бурятского государственного университета, переехавшая в Париж в 1996 году и окончившая университет Сорбонны. Эта ассоциация ежегодно проводит национальный фестиваль в самом центре Парижа - небольшом театре "Распай-студио". Всего же в Европе сегодня проживает около сотни "степняков".

-  Есть ли, на ваш взгляд, какие-то отличия в культуре бурят России и Европы?

- Будучи оторванными от своего культурного центра, европейские буряты испытывают чуть больший интерес к собственному этносу, чем их соотечественники в России или Монголии. К тому же, оказавшись за рубежом, они проявляют сильное желание сплотиться, создать некую общность, в рамках которой можно было бы поддерживать национальные обычаи. Кроме того, буряты, являясь малым народом, демонстрируют большую внутреннюю солидарность, чем русские, британцы или французы! Этому ярко свидетельствует уже упомянутый фестиваль бурятской культуры. Ведь его участники не только поют и танцуют: они проводят "круглые столы", устраивают выставки художников, презентации книг, привлекая внимание европейцев. Сегодня в университетах Старого Света трудятся сразу несколько специалистов по бурятской культуре - Анн-Виктуар Шаррэн, Роберт Амайон, Ева Тулузе, Шарль Вейнстейн. А есть ещё поэт Доминик Самсон, переводящий бурятские стихи на французский язык. Привлекают и те мероприятия, что проходят на исторической родине бурят - в Монголии и Забайкалье. Учёные следят и за фестивалем "Алтаргана", и за работой научных симпозиумов, таких как, к примеру, "Мир буддийской культуры".

- А кто из бурят известен в современной Европе?

- Самый известный, конечно же, Валерий Инкижинов - советский актёр, снявшийся в 30-е годы в фильме "Потомок Чингисхана". Ещё до начала сталинских репрессий он уехал в Париж, где и остался. Во Франции он прожил 40 лет и снялся в 44 фильмах, войдя во многие кинематографические справочники. Инкижинов играл вместе с такими прославленными актерами, как Бриджит Бордо, Жан-Поль Бельмондо, Мария Влади. Он был дружен и с Ален Делоном. Очень жаль, что его имя мало известно на родине.

Европейские специалисты знают и знаменитого путешественника Гомбожаба Цыбикова, чьи статьи о Тибете когда-то спасли от разорения журнал "National Geograpfic", и буддийского проповедника Агвана Доржиева, посещавшего в конце ХIХ века Париж, Лондон и мою родную Вену. Кстати, Доржиев стал первым бурятом, побывавшим в Австрии. Воспоминания об этой поездке сохранились в его дневнике.

-  Штефан, чем вызван интерес европейцев к бурятской культуре?

- Я думаю, здесь несколько причин. Во-первых, это связано с интересом к опыту азиатских народов как к альтернативе, так называемому "европейскому пути". Уже многие понимают, что маршрут, коим долгие годы следовал Запад, завёл человечество в тупик. Сегодня начался поиск новой дороги. Её могут предложить в том числе и забайкальские кочевники. Во-вторых, в Европе с каждым годом возрастает влияние буддизма, носителями которого являются и буряты. Жители Старого Света обращаются к их религиозному опыту, стремясь понять древнейшую из мировых религий. В этой ситуации специалисты надеются, что буряты смогут сохранить свои традиции, являющиеся значимой частью мировой культуры.

На фото с сайта www.kino-teatr.ru Валерий Инкижинов

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях