Досуг
3869

Впечатление от выставки "Сибирская третьяковка"

Музей им. Ц.С. Сампилова представляет рубрику "Искусство"

Случалось ли вам когда-нибудь мечтать о том, чтобы оказаться в прошлом веке или даже жить в другую эпоху?



Всякий раз, когда я соприкасаюсь с историей и культурой XIX века, во мне просыпается желание стать его гостьей. Мечтается пройтись по улицам Петербурга, очутиться в Царском Селе, слышать, как юный Пушкин читает свои стихи, присоединиться к ликованию победителей в Отечественной войне 1812-го, оказаться на собрании тайного общества и познакомится с будущими декабристами,… а также обязательно заглянуть на бал, чтобы танцевать под музыку, как в том фильме. Я описываю события первых двух десятилетий XIX века и замечаю, что любопытны для меня именно его первая и последняя четверти.

Что касается последней четверти XIX века – то она привлекает мое внимание исключительно событиями, произошедшими в художественной жизни Москвы и Петербурга. Интересно все, что было связано с жизнью и творчеством так называемых передвижников, художников, чье внимание было приковано к судьбам простых людей, униженных и оскорбленных.

Приятная возможность окунуться в атмосферу XIX века представилась мне на выставке «Сибирская Третьяковка». Подобно паззлам, ту атмосферу составляют, воссоздают картины золотого века отечественного искусства, творчество уважаемых передвижников и не только. Картины различных жанров отражают жизнь отдельных людей и народа – современников художников.

1a.jpg

Портрет Кузнецовой был написан художником Ф.С. Журавлевым, передвижником первого поколения, он один из тех 14-ти студентов, кто вышел из Академии художеств в 1863 г. и начал писать картины, отражающие личные демократические убеждения. Женский портрет был написан в 1886 году - ровно за сто лет до моего рождения – думаю, поэтому я так внимательно всматриваюсь в лицо этой девушки, пытаясь уловить ее мысли. Что могло волновать ее? Конечно, судьба страны, судьба простого народа, ведь то было время бурного роста народовольческих движений. Известно, что художник запечатлел героиню своего времени, представительницу разночинной интеллигенции, девушку образованную, общественную деятельницу. В ту пору и другой передвижник, Н.А. Ярошенко, отражает в своих работах борьбу женщин за свою самостоятельность. И мы можем говорить о начале женской эмансипации в России.

2a.jpg

К более раннему периоду относится Мужской портрет со скрещенными руками – художник представляет нам нового героя - яркого молодого представителя купеческого сословия. О чем нам сегодня может сказать его внимательный взгляд и закрытая поза? Неужели это неприкрытое высокомерие, хотя, скорее всего, отражение его целеустремленности, так необходимой нашему герою.

Ну, а следующий портрет, очень трогательный, - «Девочка» И.И. Творожникова.

3a.jpg

Крестьянская девочка лет девяти.

Грустные глаза, сутулость, выдают ее усталость от трудового дня, а возможно и безрадостное детство. Согласитесь, не так должна выглядеть девочка. Хочется заглянуть в ее глазки, развеселить, расчесать ее золотистые пряди, заплести их в две тугие косички или, еще лучше, в каравай, хотя каравай я заплетать не умею... Хочется одеть ее в милое платье в цветочек и подарить ей детство… Последняя задача – самая трудная, потому что крестьянский вопрос был самым острым в те годы. Да и сегодня подарить ребенку детство – задача непростая, очень странно складывается: это так просто и сложно одновременно, потому что счастливое детство заключается не только в материальном благополучии.… А грустные глаза этой девочки сегодня могут напомнить нам о детях, живущих не только в детских домах, но и по соседству.

Также на выставке можно заметить, как перекликаются между собой два произведения, авторы которых запечатлели итальянок.

Между тем, эти два произведения сильно отличаются друг от друга.

4a.jpg

П.Н. Орлов, изображая итальянку с цветами, подчеркивает ее красоту, преображает ее образ настолько, что она выглядит как одна из греческих богинь. Стиль, в котором исполнен портрет, получил название «идеализирующий натурализм».

5a.jpg

«Итальянка» Репина – это уже русская реалистическая живопись. Виртуозными широкими мазками художник вылепил живой женский образ, наделил его темпераментом, а вернее передал его на своем полотне. Это Репину всегда удавалось блестяще.

Интересен и другой женский портрет.

6a.jpg

Вот польская артистка кутается в прозрачную материю, вдобавок и художник окутывает ее густым туманом, из которого проступают восторженные лица зрителей. Что это? Реально схваченный момент, фантазия, сон? И почему взгляд этой красивой девушки, окруженной всеобщим восхищением, кажется мне грустным? Выглядит она одинокой. Вспоминаю слова Майкла Джексона, когда он признался, что особенно остро ощущал свое одиночество, выступая перед многочисленной толпой своих фанатов.

7a.jpg

Пейзаж Панова «Зимой на собаках» вызывает целый клубок чувств и мыслей: это и глубокая симпатия к собакам в упряжке, и дорогие сердцу теплые воспоминания о первых детских впечатлениях от прочитанных произведений Джека Лондона, и восторг – «вот бы мне так прокатиться!»… Художнику удалось передать не только леденящий холод в зимнем лесу, скованные морозом ели и застывшие в небе облака, но и движение, жизнь, бег запряженных собак.

«Сибирская Третьяковка» - это не только собрание картин XIX века, но также и икон XVII-XVIII веков. Напишу о самой ранней и самой поздней иконах, представленных на выставке. Сюжеты этих двух икон перекликаются между собой, на обоих изображен Иисус Христос еще младенцем.

8a.jpg

Но если икона «Рождество Христово» повествует нам о событиях, сопровождавших рождение Спасителя: явление ангелов, поклонение пастухов и волхвов с Востока, убиение младенцев по приказу царя Ирода - таким сильным оказался его страх потерять свой трон из-за новорожденного Царя царей… то икона «Младенец Христос в искупительной чаше» раскрывает смысл святого рождения. Младенец Христос родился в Вифлееме для того, чтобы однажды стать искупительной жертвой за грехи человечества.

9a.jpg

Также на выставке представлена живопись начала XX века.

Пейзаж Н.В. Мещерина наряду с произведениями и других художников позволяет увидеть, как изменилась живопись к концу XIX – начале XX вв., став более свободной, широкой, пастозной и как на нее повлияли искусство фотографии и творчество импрессионистов.

10a.jpg

В век цифровой фотографии с ее четкостью изображения приятно остановить глаз на такой живописи, по-особому впечатляют произведения художников, обратившихся к основным выразительным средствам европейских импрессионистов, последние в своих работах первыми начали передавать свое личное впечатление от увиденного. Помнится, название новому направлению в искусстве подарила картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Нечто подобное попыталась сделать и я – поделиться своими впечатлениями о выставке.

Конечно, я намеренно умолчала о других представленных на выставке произведениях, в надежде, что каждый, кто читает эти строки, поспешит посетить художественный музей. Уверяю, особое очарование картин не способен передать глянец репродукции, не способно на это и изображение на мониторе ПК. Картины важно увидеть своими глазами, увидеть живые мазки, так ярко характеризующие каждого художника, а также охватить взглядом настоящий размер полотна.

Виктория Ханеева, специально для infpol.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях