Впервые в Музее истории Бурятии верующим показали то, что в древности видели только посвященные.
13 ноября собравшиеся в самом большом экспозиционном зале Музея истории Бурятии завороженно наблюдали за танцем 17 необычно одетых лам. Обычно при слове «Цам» верующие привычно представляют себе танец в масках. Но это лишь один из видов Цама. Нынешний Цам в музее посвящен божеству времени Калачакре и 722 божествам его свиты.
Очень трудно объяснить в рамках журналистской статьи такое многозначное понятие, как Калачакра. Оно одновременно означает и название многоликого, многорукого божества времени, и древнюю календарную систему, и одно из самых тайных тантрических учений буддизма. Поэтому Цам Калачакры в старину проводился без зрителей внутри храма. Само слово «тантра» в переводе с санскрита означает «длительное время сохраняющий накопленную энергию».
Согласно этому учению, человек состоит из трех частей: тела, души и слова (мысли). Тело через движения выражает атрибуты Будды, душа созерцает его образ, а слова выражают сущность. Так священный Цам Калачакры представляет собой обряд жертвоприношения великому божеству времени. Не случайно европейцы, едва познакомившись с буддизмом, стремились как можно больше узнать именно о Калачакре. Поскольку считается, что это тайное учение ведет в таинственную, загадочную страну Шамбала. Николай Рерих прямо соотносил учение Калачакры с Шамбалой.
Калачакра — это высокая йога овладения скрытыми силами, заключенными в человеке для соединения этой мощи с космическими энергиями, – писал Рерих.
Считается, что, постигая именно Калачакру, жители Шамбалы стали сиддхами — йогинами, достигли способности становиться невидимыми, видеть тонкий мир, молниеносно передвигаться, изготавливать эликсир бессмертия. Поэтому их духовно чистая страна недоступна и невидима обычным людям, хоть и находится в нашем мире.
Калачакра в переводе с санскрита означает «колесо времени». По-тибетски это звучит как «Дуйнхор». Именно под таким именем учение более известно в Бурятии, где в монастырских комплексах специально строили Дуйнхор-дацаны. Нынешний Цам готовили ламы Дуйнхор-дацана с Верхней Березовки под руководством Буда-ламы. Он семь лет проходил это тайное учение в личной гвардии Далай-ламы в Индии. Вернувшись в Бурятию, он сумел возродить искусство Цам на родине. В последний раз такой Цам танцевали почти 80 лет назад. На старинных фотографиях в Музее истории есть снимки такого Цама в Эгитуйском дацане.
От имени женских божеств
Важная особенность Цама Калачакры - ламы-танцовщики приносят жертвоприношения Калачакре от имени женских божеств. На головах 17 танцоров, изображающих богинь, высокие короны с изображениями пяти дхьяни-будд. Это выражение видимого образа невидимого тела божеств. На шее украшение из бус белого цвета, имеющее по обеим сторонам (на груди и на спине) изображение «колеса Дхармы». В руках танцоры держали основные атрибуты тантрийского культа. В правой руке у каждого ваджра как символ мгновенного просветления. В древности ваджра ассоциировалась с молнией. В левой руке у танцоров звенел ритуальный колокольчик, символизирующий интуицию. В древности этот колокольчик символизировал гром. Несколько дней перед Цамом его исполнители выполняли специальные йогические практики, чтобы в момент сакрального представления женские божества вселились в них.
Поэтому движения танцоров были удивительно грациозны для мужчин. Хотя на первый взгляд движений в Цаме Калачакры совсем немного. Как в традиционном индийском танце, тут все рассказывают «мудры» - символические жесты и движения пальцев и кистей рук. К тому же танцоры образуют круговые и квадратные композиции, моделируя в пространстве будущую мандалу – символ Вселенной. Но при всей кажущейся простоте танцевальных движений этого Цама не стоит забывать, что Калачакра - одна из самых тайных тантрических наук в буддизме. Поэтому ламы, занятые в Цаме Калачакры, дают клятву хранить молчание. Даже ученым они раскрывают не все тайны.
- Я столкнулась с тайной, когда разыскала старых лам высокого тантрического посвящения, руководивших постановкой священных танцев в Цаме Дуйнхора. Ламы довольно охотно делились со мной сведениями о том, когда они начали танцевать, а затем ставить ритуальные танцы, кто обучил их этому искусству, показывали даже рисунок танца, его отдельные движения. И вдруг останавливались — дальше нельзя, нужно посвящение, нужно знать тарни (заклинания) на санскрите. На этом этапе мои исследования затормозились, – признавалась профессор Валентина Цыреновна Найдакова. - По древней формуле, «информация должна быть выдана, но тайна должна сохраниться».
В тот день в Музее истории Бурятии царила особая атмосфера. Наблюдая за Цамом Калачакры, люди входили в состояние очищающей медитации. Движения танцоров изменяли состояние сознания. Почти физически ощущалось, как расширяется пространство доброты и сострадания.
Фото А. Огородник