Столица Бурятии разделилась по имущественному признаку. Богатые и сильные отгораживаются от бедных и слабых
Разделение началось не сегодня, а одновременно с концом теории и практики соцгорода. Еще в 90-х годах в пос. Орешкова появился коттеджный микрорайон, жители которого отгородились от остального рабочего предместья. С тех пор стихийное разделение улан-удэнцев только нарастало.
В одном районе города находятся элитные проспект Победы, улица Ербанова и коттеджные поселки, на другом полюсе депрессивные Кирзавод, Полигон и Батарейка. Риэлторы давно делят территорию города на пять категорий по стоимости квадратного метра жилья. Недалек тот день, когда город окончательно разделится по имущественному признаку? Рассмотрим частную ситуацию с участием депутата Народного Хурала Степана Калмыкова и его соседей.
Деревянная двухэтажка на Водопроводной, 5, стоит напротив красивого дома с башенками на Партизанской, 33а. Этот дом и дома на Водопроводной, 5, и Партизанской, 33, образуют общий дворик. Выходами из двора еще совсем недавно служили красивые арки, удачно гармонирующие с башенками на крыше десятиэтажки. Однако сначала одна, а потом и вторая арка вместо проходов для жителей превратились в гаражи для дорогих машин.
По примеру ректора
По словам местных жителей, первым арку под гараж для автомобиля переделал ректор БГУ Степан Калмыков.
— Примерно три года назад он сделал себе такой гараж прямо возле входа в свой дом, — рассказал «Информ Полису» Виталий Дамбиев, житель улицы Водопроводной, 5. — У нас оставалась вторая арка, через нее и ходили, а в начале лета ее захватил какой-то чиновник из министерства, и тоже себе гараж строит.
Двухэтажный дом на Водопроводной, 5, неблагоустроенный. Жители сетуют, что ходить за водой стало очень тяжело.
— Колонка находится возле школы №33, раньше мы ходили напрямую, через арку, а теперь надо в обход, получается метров 500, если не больше. А если с ведром воды? — говорит Виталий Дамбиев.
Обещал «подать воду»
Жительница того же дома Светлана рассказала, что переделка под гараж второй арки началась в мае.
— Кто это строит, мы не знаем, — говорит женщина, — не могу сказать точно, чиновник это или кто-то еще.
В настоящее время арку уже заложили добротной кирпичной кладкой, а с другой стороны установили современные ворота. Судя по шуму, доносящемуся из новоявленного гаража, там полным ходом идут внутренние отделочные работы.
— Начали стройку — арку закрыли, и на каком основании — непонятно, — возмущается женщина. — Нам этот мужчина говорил, что воду нам поближе проведет, но лето прошло и до сих пор ничего не сделано.
С одной аркой жилось терпимо
Жители рассказали, что их никто не предупреждал о том, что и вторая арка вскоре превратится в гараж.
— Калмыков, я слышала, собирал подписи, — говорит Светлана. — Но лично я ничего не подписывала. Сначала ему не разрешили сделать гараж и разломали кирпичную кладку, вернув нам проход. Но потом он все-таки закрыл его, и теперь там гараж.
Жильцы дома на Водопроводной говорят, что до тех пор, пока была закрыта только одна арка, им жилось более-менее терпимо. Теперь же, когда у людей отняли и второй проход, они обеспокоились. Жильцов волнует не только ежедневный вояж до водоколонки и обратно, но и действия при чрезвычайной ситуации.
— Когда этот дом строился, арки специально предназначались для прохода, — говорит Светлана. — Сейчас все заложили. А если пожар или землетрясение? Куда люди побегут?
Еще один вопрос, волнующий людей: как дети будут ходить в школу? Теперь, когда последняя арка заложена кирпичом, школьникам придется выходить на улицу Пристанскую. Там расположено административное здание УИН.
— Возле УИН постоянно машины, к тому же сейчас темнеет рано, а уроки порой и до семи вечера идут. Как дети будут ходить? — вопрошают недовольные жители.
Большой гараж большому человеку
Несмотря на то что дом был спроектирован иначе, сейчас арки заложены. Люди в недоумении. Они не знают, что делать и куда обращаться.
— Калмыков три этажа занимает, еще и арку захватил, — огорчается Виталий Дамбиев. — Конечно, он большой человек, ректор БГУ, а нам, маленьким людям, можно и закрыть проход.
В момент нашего разговора подъехал и сам ректор Степан Калмыков. Он вышел из джипа с красными регистрационными номерами и быстро скрылся в доме. Водитель, привезший «большого человека», развернулся и уехал.
Найти жильца, который по примеру главы главного образовательного учреждения Бурятии превратил в гараж вторую арку, нам не удалось. Строители, иной раз выглядывающие на улицу, сообщили, что не знают, кто их нанял.
— Мы просто строим. Ничего не знаем ни про арку, ни про хозяина, — отрезал один из них.
Удастся ли жителям дома на Водопроводной, 5, «отвоевать» свою территорию и вернуть хотя бы одну арку в ее первоначальное предназначение, сказать сложно.
Некоторые из них намерены обратиться с заявлением в правоохранительные органы, а пока и стар и млад продолжают совершать вынужденные «обходы территории».
Ситуацию с аркой Степан Владимирович пояснил так:
— С одной стороны, проход через арку закрыт. А с другой — у нас образовался внутренний двор, в котором спокойно могут играть дети, жильцы без опасений могут оставлять там свои машины. Некоторые соседи безбоязненно оставляют во дворе машины даже на ночь. Никто не кричит, не шумит, не превращает этот проход в отхожее место, как это было раньше. Об этом, конечно же, все уже подзабыли.
По нашему внутреннему двору не бродят люди сомнительного поведения, территория всегда чистая. Я думаю, что закрытие проходов с точки зрения благоустройства территории выглядит правильно.
С соседом, который закрыл вторую арку, я не знаком и не знаю, есть ли у него какие-то разрешительные документы. В случае со мной все законно и согласовано.
Комментарий адвоката Станислава Эрдынеева:
— Не имея на руках документов, трудно сделать однозначные выводы о законности этих построек. Если сосед Калмыкова последовал его примеру только наполовину и не получил никаких разрешительных документов от комитета по строительству, тогда, конечно, возведение гаража на месте арки незаконно. Ведь, согласно не только жилищному, но и гражданскому законодательству, эти арки являются местами общественного пользования. Они не могут стать единоличными без согласования с жильцами, какие бы плюсы (изолированный двор, отсутствие посторонних и др.) отсюда ни исходили. Ведь территория принадлежит не только жителям дома на Партизанской, она может считаться общей собственностью и жителей других домов.