Отсутствие порядка и доступность травматического оружия приводят к разгулу уличной преступности
На прошлой неделе глава МВД республики Александр Зайченко выступил в эфире БГТРК с заявлением, что криминальная ситуация в Бурятии под контролем, поэтому гангстерская война 90-х годов не повторится
ИА «Байкал Медиа Консалтинг» цитирует министра: «Такие опасения были, но мы эту ситуацию отслеживаем. Задача была поставлена в первую очередь по раскрытию данного преступления (нашумевшее убийство криминального авторитета Власко. — Прим. ред.), хотя это сложно. Как правило, заказные убийства раскрываются очень долго, нужна кропотливая работа. И вторая задача была не менее важная — не допустить цепной реакции. Поэтому работали с окружением убитого Власко. У нас, слава богу, нет воров в законе, но определенные авторитеты и авторитетишки присутствуют. Поэтому с ними тоже проводилась профилактическая работа».
По его словам, на сегодня правоохранительные органы волнует другая проблема — молодая, очень агрессивная преступность.
— В Бурятии большое количество преступлений совершается несовершеннолетними, в том числе «дерзкие» преступления. Поэтому в первую очередь будем работать над проблемой профилактики детской преступности, — подчеркнул Александр Зайченко. — А авторитетов, я убежден, милиция во взаимодействии с другими правоохранительными органами сможет удержать. И уж, во всяком случае, беспредела 90-х не будет. Сейчас это не так просто сделать. И общество другое, и экономическая ситуация другая, привычной среды обитания сегодня не то что нет совсем, но в любом случае она сведена до минимума.
В распоряжении редакции «ИП» оказались свидетельства улан-удэнца, недавно побывавшего в Ангарске и на своей шкуре испытавшего тамошнюю криминальную обстановку. Он пожелал остаться неизвестным, но его рассказ мы публикуем практически без купюр. Имена изменены.
«Заехал в Ангарск навестить братьев. Не виделись давно и засиделись за столом. Я предложил куда-нибудь сходить. Братья сразу же воскликнули: «Ты чего, ночью в Ангарске нормальные люди не гуляют!». Стали рассказывать, что тут беспредел уже года три как.
Оказывается, начиная с 2007 года в городе творится черт знает что. Вечером даже с девушкой нормально погулять нельзя. Когда в городе были бандиты, так сказать, местный криминал, все было спокойно, конечно, случались кое-какие курьезы, но в основном все проходило мирно и на словах. Но как только в городе стала орудовать милиция и «крышевать» всё подряд, сразу начался беспредел. Молодежь ринулась покупать травматическое оружие, на получение лицензии на ношение оружия очереди гигантские и по сей день. Лицензии выдавались всем подряд, даже психически неуравновешенным, судимым, главное, были бы деньги. Та же самая «оса» (травматический пистолет) есть практически у каждого молодого жителя Ангарска. Все бы ничего, так у половины молодежи в арсенале еще и ружья 12-го калибра, стоят они порядка 12 — 14 тыс. рублей. Помимо всеобщего вооружения, в городе очень много наркоманов и просто безбашенных людей, а наркотики продают на каждом углу.
— Вот этот контингент в большинстве случаев и создает беспредел. Ночью даже возле собственного многоквартирного дома в безопасности себя не чувствуешь, — рассказал брат. — Моя девушка недавно сходила в ночной клуб, хотя я ей не советовал. Не послушала. Наутро пришла с огромными синяками — не захотела танцевать с какими-то парнями, и те ее побили. А охрана клуба тоже нервная: чуть где разборка, выбегают с ружьями и палят во все стороны. У нас столько молодежи инвалидами стали из-за этих перестрелок, и никто ничего не может сделать, начальник охраны этого клуба в тесном контакте с милицией.
В квартире стало душно. Вышли покурить, взяли с собой три бутылки пива, поставили на лавочку и стоим общаемся. Я обратил внимание, что неподалеку от нас стояла большая компания. К нам подошел молодой человек с каким-то нездоровым взглядом, то ли обкуренный, то ли больной. Не замечая нас, он подошел к лавочке, взял бутылку пива и собрался уходить. Тут брат Владимир говорит ему: «Слышь, пиво на место поставь!». Тот оборачивается и говорит: «Че сказал, баран?». Вытаскивает нож и бросается на Владимира. Иван достает из кармана «осу», выстреливает парню в живот, тот падает, встает и дальше бросается уже на Алексея. Иван опять ему в живот. Владимир сбегал домой и вернулся уже с двумя ружьями. Я был в панике! Та компания, которая стояла рядом, подбегает к нам, половина из них с пистолетами и ружьями. Страшно было как никогда в жизни. Тут один из их компании спрашивает: «Вы же боксом занимаетесь?». Это оказался знакомый моих братьев, который так же занимается боксом, только на соседнем с Иваном и Владимиром ринге. Те поговорили, компания успокоила того, кто пиво у нас хотел забрать.
Мы зашли домой. Я был в шоке от всего произошедшего, думал, что братья просто шутили, рассказывая про свой город.
Долго еще разговаривали насчет всего этого. И на вопрос, почему у вас не стало блатных, братья пояснили: мол, какая-то существует путинская программа по искоренению криминала, и что если ты блатной и попадаешь в местную исправительную колонию или СИЗО, то всё, тебя опускают, и ты — «петух». Вот и не стало блатных в Ангарске. Сейчас только наркоманы дурака валяют, но оружие есть у всех. Едешь на природу с компанией, так обязательно в багажнике целый арсенал «огнестрела». Мы благополучно легли спать, наутро я отправился в Иркутск, а днем позже — в родной, спокойный Улан-Удэ».
Возможно, автор сего монолога преувеличивает, думали мы, но вот какие комментарии удалось нам получить у тех, кто недавно побывал в этом городе.
Комментарий свидетельницы:
— Этим летом я навещала свою подругу, переехавшую из Улан-Удэ в Иркутскую область несколько лет назад. Она работает учителем в школе и ведет обычный образ жизни: в клубах особо не тусуется, по ночам спит дома, наркотиками и алкоголем не балуется. Но и она в курсе, какая обстановка в городе.
Вечером, когда появилось свободное время, я как гостья предложила подруге прогуляться. Днем Ангарск очень понравился — мирный, чистый, современный.
— Что ты! — воскликнула подруга. — У нас тут очень опасно гулять!
И начала рассказывать о шумной молодежи, о регулярных перестрелках в ресторанах. Подруга объяснила, что ее парень, когда идет к ней после работы вечером, непременно берет с собой баллончик с газом и уже запланировал покупку пистолета с первой же зарплаты...
Вспоминаю и поездку своего брата, который решил навестить друга. Вечером в пивбаре у брата отобрали новенький дорогой мобильник. Он вышел на улицу, тут же с ходу получил в морду и был нагло обыскан. Пока у брата в глазах сияли «звездочки» от удара, телефон вытащили и скрылись.
А вот как прокомментировал положение с уличной и организованной преступностью у соседей бывший сотрудник ангарской милиции Г.М.:
— В Ангарске всегда было фифти-фифти между бандитами и ментами. Да, там действительно действует система: днем — менты, а ночью — бандиты. Менты занимаются крышеванием, вечерами подрабатывают. Нельзя сказать, что город полностью под ментами и Ангарск «красный» город. Все поделено между ментами и криминалом. Хотя уже два года, как Ангарск подмяли братчане. Они контролируют всю Иркутскую область и, говорят, пытаются подмять и Бурятию. Но уголовные авторитеты в Ангарске действительно никто. Здесь больше спортсмены, молодежные группировки, таджики, кавказцы. Разбои, угоны, разборки. В общем, беспредел. По три-четыре угона в сутки — это стабильно. Назначенные со стороны начальники пытались навести порядок, но долго не могли продержаться. На одного даже было покушение. Сейчас назначили нового начальника УВД из Шелехово. Он начал чистку, может быть, у него получится навести порядок.
На фото: Лихие 90-е уже не раз были воспеты в российском кинематографе / Кадр из фильма «Жмурки».
См. также "Информ Полис": Разборки в ночных клубах