Бурятия активно готовится к переводу всех без исключения конкурсов по госзакупкам на федеральные электронные площадки. Этот шаг, по мнению властей страны, позволит уменьшить число тайных сговоров участников, "распилов" бюджетных средств и уменьшит суммы "откатов". Однако, как констатируют эксперты, число сговоров это не снизит, а откаты в Бурятии снизились сами по себе.
Как известно, для борьбы с коррупцией, сговорами и прочими нехорошими процессами федеральная власть переносит все торги в России (в том числе региональные) на пять федеральных площадок. С 1 июля 2010 года туда ушли все федеральные ведомства, расположенные в Бурятии. С 1 января 2011 года к ним примкнут все республиканские и муниципальные.
Впрочем, благие намерения уже показали оборотную сторону. Как отмечают эксперты, закрытие с 1 июля местной электронной площадки на базе Республиканского агентства по госзакупкам привело к резкому скачку числа сговоров. Федеральные структуры ушли на новые площадки, а местным чиновникам идти было некуда — в итоге конкурсы проводятся по старинке в кабинетах. Что увеличивает возможности для разнообразных "маневров".
Сговор, как отмечает поголовно вся власть, — от Кремля до поселения — доказать крайне затруднительно. В результате Бурятия (равно как и вся страна) имеет ситуацию, когда многочисленные сговоры не отрицаются, но проходят как "недоказанные". За 9 месяцев текущего года ни одного уголовного дела по факту нарушений закона при госзакупках в Бурятии не возбуждено. УФАС по Бурятии или Республиканское агентство по госзакупкам периодически направляют материалы в правоохранительные органы с подозрениями на сговоры, но об успешных расследованиях общественность пока не слышала.
В свою очередь, введение с 1 января электронных аукционов для всех на сегодня преподносится как вариант спасения от сговоров. Декларируется, что участники будут анонимны, торговаться будут без личного участия и прочих коррупциогенных факторов.
Между тем, в Бурятии в 2010 году происходят вещи достаточно удивительные. Наблюдатели констатируют парадоксальное уменьшение сумм откатов на самых крупных — строительно-монтажных бюджетных объектах. Привычные для конца 90-х и начала "нулевых" 20—30 процентов вознаграждения от стоимости сооружения изжиты из практики. И это несмотря на увеличение числа сговоров. Просто теперь сговоры зачастую имеют место не для воровства, но для вообще возможности строителям не обанкротиться. И проходят по принципу: "сегодня строю я, а завтра строишь ты".
Этому поспособствовало несколько факторов. Во-первых, бюджетных денег реально стало меньше, выделяемых сумм хватает сугубо на постройку. Одновременно с дефицитом финансов к лету-осени 2010 года произошло саморегулирование рынка. Оттуда ушли самые отмороженные "компании-откатчики" за неимением объектов как таковых. Некоторые из таких компаний, путем суровых переговоров по понятиям, стали работать более честно.
В итоге, сумма откатов на строительстве в среднем составляет сейчас не более 3—7 процентов. Это, как замечают игроки, "вполне цивилизованное поведение". Также свою лепту вносят и чиновники. С ужесточением финансовой дисциплины и сокращением бюджетов тем же главам сельских районов за радость не то что откаты, но вообще строительство объекта на своей территории. На любых условиях. Чтобы потом было за что отчитаться и предъявить как успех.
Строители столкнулись с совсем невиданным — некоторые стройки проходят вообще без откатов. Это, конечно, не поголовная тенденция, но факты имеются. К электронным аукционам это пока не имеет отношения, просто совпало.