Проблема газификации Бурятии активно обсуждалась в Бурятии в начале 2000-х. Экспортные поставки газа по мощному трубопроводу должны были пойти по южным районам республики, через Монголию, Китай и до Южной Кореи. Выгода от такой экспортной «трубы» для жителей Бурятии была очевидной — трубопроводный газ очень дешевый
Сейчас вопрос о газопроводе вновь становится актуальным, но широкого обсуждения, как и альтернативного варианта новому проекту, еще не было. Между тем ученые республики, пока не поздно, предлагают внести значительные коррективы в генеральную схему газоснабжения и газификации республики.
В начале ноября президент России Дмитрий Медведев подписал в Южной Корее межгосударственные соглашения по поставкам российского природного газа. Шла речь и об экспорте газа по трубопроводу. А ранее, 19 октября, в Улан-Удэ под совместным председательством президента Бурятии Вячеслава Наговицына и председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера состоялось совещание с повесткой «О газоснабжении и газификации Республики Бурятия».
Однако в этом документе прокладка трубопровода пока не предполагается, а на первом этапе развития газификации республики планируется расширение поставок сжиженного углеводородного газа. Уже в скором времени сжиженный газ будет поставляться с ГПЗ г. Сургута. Но компания-поставщик «Газ-энергосеть» предлагает реализовывать газ по цене 11 рублей за килограмм на площадке приема газа в пригородном поселке Онохой. С учетом стоимости хранения на ГНС, розлива в баллоны и их транспортировки до потребителей цена килограмма газа достигнет 14 — 18 рублей, а исходя из необходимости строительства дополнительных газонаполнительных станций может приблизиться и к 20 рублям за килограмм.
Но аналитики предсказывают, что такой дорогой газ не будет востребован в Бурятии и население предпочтет дрова или даже уголь, чем дорогой газ. К тому же газ нужно подводить к каждому дому.
— В стратегии «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» записано: «Газоснабжение и газификация территории будет осуществляться на основе создания единой системы добычи и транспортировки газа, с учетом его экспорта на рынки Китая и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — говорит Геннадий Борисов, экс-управляющий ОАО «Бурятэнерго», ныне старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН. — Поэтому правительству РБ нужно обратиться к председателю ОАО «Газпром» А.Б. Миллеру, к министру природных ресурсов Ю.П. Трутневу, а возможно, и к самому В.В. Путину, чтобы скорректировать генеральную схему газоснабжения Республики Бурятия. Объекты газоснабжения и газификации должны войти в программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона как природоохранные.
По словам Борисова, если это будет сделано сегодня и сейчас, то на следующем этапе будет проще внести это положение в будущую Федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории». Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что правительство России разработало концепцию «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории». Эта концепция еще не утверждена на заседании российского правительства и в нее еще можно внести поправки. Например, в такой редакции: «На Байкальской природной территории необходимо сформировать современную, надежную энергетическую (включая газоснабжение и газификацию), транспортную, инженерную и информационно-коммуникационную инфраструктуру».
А ныне представленная генеральная схема газоснабжения и газификации РБ, считает Борисов, высокозатратная и при таком варианте развития событий Бурятия не будет иметь шанса на нормальное поступательное социально-экономическое развитие региона. Высокие цены на газ «сожрут» все наши благие намерения.
В этой схеме совершенно не учтены проблемы охраны уникальной экологической системы озера Байкал, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО и социально-экономического развития на Байкальской природной территории. Сложность проблемы охраны озера Байкал, противоречивость требований особого режима хозяйственной деятельности требуют федеральной государственной поддержки, так как ныне действующие рыночные механизмы не в состоянии их решить.
Руководство Байкальского института природопользования и Байкальского лимнологического института предложили проложить газовую трубу по дну Байкала. Господин Миллер поддержал такое предложение и назвал этот посыл «обсуждаемым и привлекательным». Строительство газовой трубы по дну Байкала через населенные пункты Бугульдейка на территории Иркутской области и Истомино в Бурятии сокращает затраты на прокладку трубы на 80 млрд. рублей, нежели вариант через Тункинский район. Современные технологии позволяют без вреда для экосистемы озера проложить газовую трубу. Пример — прокладка трубопроводов по дну Балтийского и Черного морей.
Наоборот, только перевод на трубопроводный газ способен радикально улучшить экологическую обстановку на Байкале и дать толчок развитию промышленности, энергетики, туризма, АПК и социально-экономической сферы Бурятии в целом. Но для этого нужна экспертиза на уровне правительства РФ.