Бизнес
2504

Проекты или прожекты?

Президент Бурятии в начале ноября утвердил республиканскую целевую программу по развитию туризма. Документ ставит целью привлечь в республику в 2016 году 1 млн. 800 тыс. туристов. Эксперты сомневаются, что такое возможно, так как на развитие транспортной инфраструктуры просто нет денег



Целевая программа поставила амбициозную задачу: за шесть лет увеличить поток туристов в пять раз! Напомним, в 2009 году Бурятию посетило около 392 тысяч туристов. В 2007 — 2008 годах рост потока туристов составляет более 35 процентов в год. А в 2009 году туристов прибыло больше только на 14 процентов.

Для достижения высокой цели Республиканское агентство по туризму предполагает с 2011 года развить бурную деятельность. Во-первых, будет усовершенствована нормативно-правовая база для развития туризма. Во-вторых, предполагается разработать концепции и программы развития перспективных территорий, провести работы по созданию зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа и мест массового отдыха. В-третьих, агентство определит потребности в транспортной и инженерной инфраструктуре, на которую планируется затратить более 6 млрд. рублей.

Воздушные ворота не готовы

О неразвитости транспортной инфраструктуры Бурятии, которая не справится с потоком туристов, говорят специалисты в области транспорта. Это главное препятствие, которое стоит на пути реализации программы.

— Теоретически такое количество туристов «переварить» возможно только при минимальном уровне качества обслуживания, — считает эксперт аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Учитывая, что определенная ставка делается на взыскательных туристов, которые имеют опыт путешествий и для которых сервис «все на улице» является недопустимым, необходимо осуществить модернизацию аэропорта.

Именно через улан-удэнский аэропорт Байкал в Бурятию сейчас приезжает более половины туристов. Если учесть, что по стандарту средний турист пребывает в регионе одну неделю, аэропорт должен будет обслуживать более 32 тысяч человек в неделю, не считая других пассажиров. Сейчас это нереально. Правда, надежда на некоторый успех программы, по словам Олега Пантелеева, все же есть. Но при определенных условиях.

— Учитывая, что цифра 1,8 млн., как бы сказать, прогнозная, имеет смысл не вкладывать средства в строительство нового терминала, а

изучить опыт других аэропортов по увеличению пропускной способности за счет модернизации IT-инфраструктуры, — отмечает эксперт. — Плюс, конечно, гостей должны встречать приличные фасады, чистые помещения.

Как должно быть

Олег Пантелеев описал, как в идеале должны выглядеть главные воздушные ворота Бурятии в 2016 году, чтобы принимать тысячи туристов в день.

— Подразумевается наличие терминала с международным сектором, оснащенного телетрапами для выхода на посадку, оборудованными соответствующим образом для приема широкофюзеляжных лайнеров, — считает он. — Очевидно, понадобится современная багажная система, система регистрации, оборудование для досмотра. По срокам за три-пять лет вполне реалистично создать проектную документацию и построить необходимую инфраструктуру. Главное — найти инвестора.

Но вот с этим у аэропорта Байкал большие проблемы. Нынешний австрийский собственник вкладывает в аэропорт по минимуму. А у правительства Бурятии денег на покупку аэровокзального комплекса нет. По крайней мере, по той цене, которую выставили нынешние хозяева аэропорта.

Все упирается в деньги

Эксперты в области туризма подчеркивают, что денег, как следует из программы, на реализацию планов агентства по туризму, включая развитие транспортной инфраструктуры, почти нет.

— Мне кажется, что программа больше напоминает прожект, — считает консультант группы «Трэвел Эксперт» Иван Уваров. — Хотя бы даже по финансовому аспекту, который во многом завязан на модернизации инфраструктуры. Из заявленных 24 млрд. рублей, которые планируется потратить на программу, в бюджете вашей республики твердо предусмотрено лишь 923 млн. рублей. Все остальное помечено значком «при наличии финансирования».

Действительно, разработчики программы не гарантируют, что с 2011 по 2016 год появятся 5,6 млрд. рублей из федерального бюджета, 17,5 млрд. рублей от частных инвесторов, а также 68 млн. рублей из местных бюджетов.

— Кроме того, в программе прописано развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, которая, как я понимаю, сейчас не готова принять такое количество туристов, — отмечает Уваров. — Думаю, ее можно построить, чтобы обеспечить такое количество туристов. Но на это явно нужны огромные деньги. Их, как следует из программы, нет.

Что еще будет делать агентство по туризму

Чтобы повысить качество туристских услуг, турбизнес Бурятии станут стимулировать через субсидирование, разные конкурсы, распространение передового отечественного и зарубежного опыта туристской деятельности, внедрение современных технологий в практику.

Также агентство будет продвигать туристский продукт Республики Бурятия на мировом и внутреннем туристских рынках. Планируется проведение выставок, ярмарок, рекламно-информационных кампаний в СМИ, промо-туров, событийных мероприятий.

Автор: Константин Гетманский

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях