В Улан-Удэ появилась организация, предлагающая всем желающим высокий доход — до 45 тысяч в месяц. Однако в итоге люди тратят свое время на бесполезный труд, лишаются последних сбережений и рискуют подорвать здоровье
«Лохов» набирают по объявлению
В редакцию «ИП» обратилась жительница Улан-Удэ Наталья, которая сообщила, что некая компания предлагает всем желающим изготавливать на дому мозаику и получать за это неплохие деньги. По словам женщины, так называемая «студия мозаики» до Улан-Удэ уже успела «пролохотронить» почти все крупные города страны.
А между тем схема «естественного отбора денег» чрезвычайно проста.
— Мой муж попросил меня позвонить по объявлению, сказал, что доход до 45 тысяч рублей, — рассказывает Наталья. — Так как я сейчас по состоянию здоровья не работаю, подумала, почему бы мне и не подработать на дому, да еще и получить интересные знания по изготовлению мозаики.
Когда Наталья позвонила по указанному в объявлении телефону, она, как и сотни других обманутых улан-удэнцев и жителей районов Бурятии, услышала записанное на автоответчик сообщение. Молодой женский голос с не совсем верной интонацией и не очень хорошей дикцией сообщает, что компания предлагает готовый бизнес мужчинам и женщинам в возрасте от 18 лет. Далее девушка кратко рассказывает о том, чем предстоит заниматься, и приглашает заинтересованных на собеседование.
— Встречи они назначают практически каждый день, собеседования проходят в 10.00 и в 11.00 в здании бизнес-центра на улице Хоца Намсараева, напротив приборостроительного завода, — рассказывает Наталья.
По ее словам, на такие «собеседования» приходит несколько человек в день. Корреспонденты «ИП» решили проверить слова Натальи и под видом заинтересованных клиентов посетить студию мозаики.
«Я предлагаю вам готовый бизнес...»
Без десяти минут десять. Я и мой коллега, вооруженный диктофоном и скрытой видеокамерой, стояли возле студии мозаики, расположенной в офисе 101 «а» в здании бизнес-центра на Хоца Намсараева, 7а.
Кроме нас, на встречу пришло еще десять человек, среди них беременная девушка, бабушка, группа работяг в потертых робах и т.д.
Ровно в десять часов дверь офиса распахнулась, и представительный мужчина с проседью пригласил нас внутрь. На стенах просторного кабинета висели образцы мозаики (кстати, не очень-то и красивые), на столах лежали образцы, каталоги, упаковки с эпоксидным клеем и пластиковые контейнеры с каким-то порошком.
Мужчина, представившийся Валерием Владимировичем Сибировым, директором студии мозаики, практически сразу же начал расписывать собравшимся прелести будущей работы.
— Я не предлагаю вам работу, я предлагаю вам готовый бизнес, — вещал Сибиров.
Он уверял, что, создав небольшое производство в домашних условиях, любой желающий сможет изготовить мозаичную плитку качественнее и лучше, чем китайская, и дешевле, чем испанская и итальянская. По словам мужчины, людям, взявшимся за эту работу, предстоит заниматься на дому декоративно-прикладным творчеством.
— Мы не продаем свою продукцию в магазинах, но у нас огромная база клиентов, — уверял мужчина. — В Улан-Удэ наша студия работает всего восемь месяцев, но спрос на нашу мозаику есть по всей России.
Затем Валерий Сибиров показал, из чего всем собравшимся предстоит изготавливать плитку. Оказалось, что основные компоненты — это клей на основе эпоксидной смолы и мозаичный наполнитель, состоящий из тертого мела, песка, красителя и чего-то еще. Помимо эпоксидного клея и наполнителя, нужны емкость для их смешивания, специальные формочки для отливки мозаики, строительные крестики, трафарет, на который будет укладываться мозаика, строительная сетка.
Изготовленную на дому мозаику можно якобы сдавать на реализацию в студию, причем по небывалым ценам — например, за один квадратный метр панно Валерий Сибиров обещал платить от 2000 рублей и выше.
Далее Сибиров переходит к самой сути собеседования: «отъему денег» у доверчивого населения. Руководитель компании, живописно рассказавший о небывалых доходах, предлагает заключить с его фирмой договор.
— Те, кто решил заключить договор и присоединиться к нашему бизнесу, приходят завтра к 12.00 с паспортом и деньгами, — сказал он. — Курсы по изготовлению мозаики пройдут в этот же день, в этом же кабинете.
Деньги за обучение — 4500 рублей — можно оплатить как одной суммой, так и в рассрочку. За это клиент получает 200 формочек для отливки плитки, две бутылки эпоксидного клея, мозаичный наполнитель и «пакет документов» — договор, методичку и т.п.
Мозаика не проходит «ОТК»
Граждане, отдавшие мошенникам деньги, проходят двухчасовые курсы по изготовлению мозаики. Далее в студии мозаики предлагают выполнять их заказы по производству плитки и уверяют: «Эту мозаику у вас будут выкупать по весомым ценам. Реализуя мозаику по 2000 рублей за квадрат и выше, в месяц вы сможете спокойно зарабатывать не менее 30 тысяч рублей».
Окрыленные такой перспективой граждане после курсов идут домой и делают плитку. Затем радостно бегут с готовой продукцией в студию и показывают свою работу представителю фирмы. Но — увы и ах! — их работу бракуют, говоря, что в изготовленной мозаичной плитке слишком много изъянов, и в итоге не платят ни копейки. Самые упорные будут пробовать еще и еще, но результат будет неизменным — отказ. Зато вы заплатите еще некоторую сумму за расходные материалы — эпоксидный клей, формочки, наполнитель и т.п. А когда ваш энтузиазм иссякнет, вы наконец поймете, кто из вас остался в дураках.
Бывший врач Виктор, находящийся сейчас на пенсии, решил подработать и заключил договор со студией мозаики.
— Мне даже неудобно называть свою фамилию, у меня столько пациентов, меня все знают, — грустно говорит Виктор. — Мне стыдно за то, что я мог быть таким легковерным.
Виктор показал нам мозаику, которую он сделал. Квадраты черной блестящей плитки выглядят идеально, однако все семь раз его работа не прошла контроль в студии и была направлена на переделку.
— Они прикапываются к мелочам, находят причину для придирок, — считает бывший врач. — У меня создалось впечатление, что мою работу просто не хотят принимать. Я ездил к ним семь раз, но, в конце концов, устал и разуверился.
На просьбу вернуть потраченные на обучение деньги в фирме Виктору ответили отказом.
— Сказали: нет, работайте, делайте плитку, — говорит он.
«Нам стыдно идти в милицию»
Практически все, кто попался на удочку мошенников, говорят, что идти в милицию и придавать огласке все, что с ними произошло, им стыдно.
— Когда я заключала договор, ничего не понимала, — говорит домохозяйка Наталья. — Они умеют психологически так воздействовать, что начинаешь верить всему. Уже потом я обратила внимание на то, что в договоре нет никакой информации о работодателе: ни ИНН, ни ОГРН, нет даже телефона, по которому можно связаться с представителем фирмы.
Кстати, на собеседовании корреспондент «ИП» попросил у Валерия Сибирова поделиться своим контактным телефоном. На это мужчина ответил, что телефонами он не разбрасывается.
— Будете работать, получите телефон, — резко сказал он.
Когда мы спросили, в каких общественных местах Улан-Удэ можно увидеть продукцию студии мозаики, Валерий Владимирович сперва растерялся, а потом взял себя в руки и сказал, что в основном его заказчики — богатые люди, которые покупают мозаику для отделки своих коттеджей.
— Вряд ли они пустят вас к себе домой, — сказал Сибиров.
Но несмотря на то, что эти моменты, да и многое другое наводят на определенные подозрения, доверчивые граждане спокойно отдают Сибирову свои порою последние деньги.
— Обращаться в милицию я не хочу, — говорит Наталья. — Зачем мне это все, потом меня же и «затаскают».
Согласен с ней и бывший врач Виктор. Он тоже не планирует обращаться в право-охранительные органы.
— Я получил определенные навыки, освоил методику. Но нужно остановить поток людей, которые идут к ним и попадаются на эту удочку, — говорит он. — Ведь люди тратят не только свои деньги, но и еще время, так как работа с мозаикой очень кропотливая.
Каждый день на собеседование в студию мозаики приходит минимум 7 — 8 человек. Эти сведения мы получили, опросив обитателей соседних офисов. Даже если из этих людей за инструктаж платит хотя бы один человек, получается, в день Сибиров и его команда зарабатывают почти 5 тысяч рублей.
Из опрошенных пострадавших (8 человек) готовую мозаику не приняли ни у кого: представитель фирмы находил изъяны даже в самой аккуратной работе.
Но никто из них не хочет обращаться в милицию. Кому-то стыдно, кто-то считает, что потраченные деньги не стоят беготни по допросам, очных ставок и прочей нервотрепки.
— Все равно мы ничего не докажем и денег нам не вернут. Это же как будто за обучение, — говорят пострадавшие.
А фирма продолжает свое существование. Позвонив по телефону 21-42-28, можно даже прямо сейчас прослушать сообщение автоответчика, в котором всем желающим предлагают баснословные деньги.
Комментарий юриста:
Станислав Эрдынеев, адвокат:
— На мой взгляд, это одна из современных форм мошенничества. Делать выводы заочно я не могу, но, скорее всего, в договоре, который студия мозаики заключает с людьми, не прописано, что фирма обязуется принимать у них готовую продукцию.
Тем, кто еще не пострадал, я могу посоветовать настаивать на том, чтобы обязательство по приему продукции было прописано в договоре. Если фирма отказывается, значит, не стоит иметь с ней никаких дел.
Те, кто уже заключил договор и отдал деньги, вряд ли что-то докажут через суд, потому как нигде не прописано, что фирма обязана принимать на реализацию продукцию с браком. Схема хитрая, тем не менее, совершенных схем обмана не бывает и проучить мошенников можно. Для этого пострадавшие люди должны написать коллективное заявление в правоохранительные органы, где сообщить, что в городе появилась новая форма мошенничества, путем которой посторонние завладели их деньгами. А уж милиция сама разберется, что делать дальше.
Справка "Информ Полиса online":
Настоящая мозаика делается либо из цветного стекла, либо из керамической плитки, покрываемой специальной цветной глазурью. Мозаика — достаточно дорогой строительный материал. Те, кто имеет доступ к цветной гальке, охотно используют ее в качестве элементов мозаики. В крайнем случае, мозаику можно приготовить из эпоксидной смолы (клея).
Из эпоксидных смол готовят различные виды клея, пластмассы, электроизоляционные лаки, стекло- и углепластики.
Эпоксидная смола в зависимости от марки и производителя выглядит как прозрачная жидкость желто-оранжевого цвета, напоминающая мёд, или как коричневая твердая масса, напоминающая гудрон. Жидкая смола может иметь разный цвет — от белого и прозрачного до винно-красного.
Хотя отверждённая по правильной технологии эпоксидная смола считается абсолютно безвредной при нормальных условиях, её применение сильно ограничено, так как при отверждении в промышленных условиях в эпоксидных смолах остается некоторое количество золь-фракции — растворимого остатка. Он может нанести серьезный урон здоровью, если будет вымыт растворителями и попадет внутрь организма. В неотверждённом виде эпоксидные смолы являются достаточно ядовитыми веществами и могут также навредить здоровью.
Минусы мозаики, сделанной из эпоксидного клея:
1. Легко царапается, не шлифуется.
2. При нарушении технологии изготовления на поверхности образуются пузыри и пена.
3. Плохо клеится на сетку, так как мозаика из эпоксидки обладает гладкой поверхностью и легко гнется.
4. Незащищенная эпоксидная смола плохо переносит солнечный свет (УФ-излучение). Спустя примерно шесть месяцев нахождения под ярким солнечным светом начинается ее распад. Дальнейшее облучение вызывает неизбежное разрушение с потерей всех физических свойств.
5. Смолы не взрывоопасны, но горят при внесении в источник огня.
О вреде эпоксидного клея
На собеседовании Валерий Сибиров уверял собравшихся, что эпоксидная смола абсолютно безвредна и что работать с эпоксидным клеем могут даже астматики. Однако это не так. Эпоксидный клей, который в студии мозаики возводят в ранг чуть ли не самого лучшего клея в мире, на самом деле не такой уж и безопасный. Резкопахнущее вещество имеет довольно широкий спектр противопоказаний. Например, к работе с эпоксидным клеем не допускаются лица, склонные к аллергии. А при работе с эпоксидкой опасно, прежде всего, действие его вредных паров на органы дыхания и слизистую оболочку глаз. Все рабочие, работающие с эпоксидным клеем на предприятиях, обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Эту информацию мы нашли на официальном сайте охраны труда.
Фирма зарегистрирована в несуществующем городе
Согласно ксерокопиям документов, висящих на стенах офиса, студия мозаики зарегистрирована в городе Горький. Однако этого города уже 10 лет как не существует — он был переименован в Нижний Новгород. Патент на изготовление мозаики, по словам руководства фирмы, находится на подтверждении в Москве. Фактически получается, что сейчас у студии нет никаких документов.
Изготовить мозаику на дому нереально
В этом уверен бригадир отделочников Анатолий Федоренко.
— На дому нереально сделать мозаичную плитку. Чтобы она была глянцевой, нужен обжиг. Я не уверен, что качественную плитку можно изготовить из цементно-меловой смеси на основе клея. В домашних условиях можно только верхонки шить на швейной машинке — не на руках! А тут предлагается руками сделать плитку для отделки. Кто ее будет покупать?