Сегодня Группа стран против коррупции («Греко», организация Совета Европы) должна дать оценку усилиям России по борьбе с коррупцией. В 2008 г. «Греко» выдала России 26 рекомендаций, для уверенного прохождения этого этапа необходимо было к 30 июня 2010 г. выполнить хотя бы две трети из них. По оценкам экспертов, близких к Генпрокуратуре, к исполненным можно было отнести 12.
Но «Греко» признала удовлетворительно исполненными шесть рекомендаций, еще две сочтены удовлетворительными по форме, сообщил человек, близкий к российской делегации в Страсбурге, знающий о предварительном заключении «Греко».
Зачтена России организация образовательных курсов для судей, налоговиков и правоохранителей, соприкасающихся с коррупционными преступлениями; удовлетворили «Греко» принятие в 2010 г. в дополнение к плану борьбы с коррупцией еще и стратегии по борьбе с коррупцией, а также улучшение материального положения правоохранителей, что должно увеличить их независимость.
Пять рекомендаций Россия не исполнила, считают в «Греко»: не введена уголовная ответственность юридических лиц (есть в ратифицированной Россией Европейской конвенции по борьбе с коррупцией), не созданы административные суды для обжалования действий чиновников, не определена подследственность коррупционных преступлений, ограничения действуют для узкого сегмента госслужащих — необходимо включить в их число большее число сотрудников правоохранительной и судебной систем, военных, а также имеющих статус госслужащих и право принятия решений. Не искоренена в России система, когда за одно и то же коррупционное преступление можно получить наказание и по Административному, и по Уголовному кодексу. По мнению «Греко», это позволяет коррупционерам отделываться штрафами, а нужна уголовная ответственность за любое коррупционное преступление.
По данным официальной статистики МВД и судебного департамента при Верховном суде, в 2009 г. в суд попало 6691 дело (зарегистрировано 23 518 преступлений), реальные сроки лишения свободы получили 903 коррупционера, условные — 3694 человека, штраф — 1926.
Россия должна будет продолжить работу по 14 пунктам (признаны «выполненными частично»): по расширению президентского совета по борьбе с коррупцией за счет представителей общественности, сокращению числа лиц, обладающих иммунитетом, отказу от подарков, созданию независимого мониторинга (а не исследований ФОМа), обязыванию чиновников сообщать о коррупционных действиях не только собственных, но и сослуживцев, введению конфискации за коррупционные преступления.
«Греко» очень мягко подошла к оценке усилий России по борьбе с коррупцией, считает человек, близкий к российской делегации в Страсбурге: организация сделала скидку на то, что рекомендации требовали кардинальной ломки сложившейся законодательной системы в сжатые сроки (18 месяцев), но теперь будет настаивать, чтобы начатое было доведено до конца. «Греко» предоставит России отсрочку до середины 2012 г., когда страна должна будет отчитаться повторно.
В дальнейшей работе российское руководство должно сменить акцент антикоррупционной деятельности — с репрессивного, когда ключевая роль отдана правоохранительным органам, на профилактический, когда организуется широкий фронт борьбы при помощи общественников и независимых экспертов. Видимо, именно поэтому «Греко» рекомендовала — специально для России — как можно скорее перевести сегодняшнее заключение на русский язык и распространить в широком доступе, отмечает собеседник «Ведомостей».
«Греко» не зачла целого ряда рекомендаций, потому что Генпрокуратура отчиталась по ним подготовленными, но не принятыми проектами законов и других правовых актов, которые начала готовить в последний момент, после того как руководитель администрации президента Сергей Нарышкин в апреле провел специальное совещание, напоминает чиновник Кремля. Поэтому, считает он, для России не все потеряно.
Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин не берется прогнозировать судьбу, например, закона о создании административных судов, внесенного в Думу еще в 2000 г.: «Вопрос количественного увеличения судебного сообщества мы исчерпали, достигнув уровня европейских стран, так что проблемы административной юстиции нужно решать в действующей судебной системе». По мнению депутата, сокращение иммунитетов — тоже тяжелое для России решение: он, например, будет против лишения неприкосновенности адвокатов, депутатов и сенаторов.
Получить комментарии в «Греко» вчера не удалось. По словам близкого к «Греко» российского чиновника, сложность положения России теперь заключается в том, что она остается под мониторингом по предыдущим двум раундам и одновременно должна будет выполнять рекомендации по итогам третьего, посвященного коррупции на выборах и при финансировании партий.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/250768/neud_za_vzyatki#ixzz16j2wjao3
коррупция
1406