Эта хрупкая женщина приехала в Бурятию из далекой Северной столицы в 1983 году и осталась, пораженная высоким синим небом и степными просторами нашей республики.
Последний номинант на премию «Человек года-2010» Лидия Сахаровская работает заместителем директора по научной работе Кяхтинского краеведческого музея имени академика Обручева. Каждое лето Лидия Михайловна отправляется на раскопки в поисках информации о гуннах. И в дождь, и в холод с лопатой в руках эта отважная женщина ищет то, что может перевернуть восприятие о Бурятии не только в России, но и в мире.
Непростая судьба
Лидия Михайловна Сахаровская родилась в Костромской области. Родители маленькой Лиды то и дело переезжали с места на место, и девочка вволю успела повидать просторы необъятной матушки-России.
— Мои родители были так называемыми целинниками и самыми обычными людьми, — рассказывает Лидия Михайловна. — Папа был рабочим, а мама служащая, она много работала с детьми.
Судьба распорядилась так, что, когда Лиде, единственному ребенку в семье, исполнилось пять лет, ее отец, не чаявший в девочке души, скончался.
— Меня воспитывала одна мать. Я, к сожалению, одна в семье, и это очень плохо, — считает Лидия Сахаровская. — К старости я убеждаюсь в том, что у всех, кто меня окружает, очень обширная родня.
Может быть, как раз привычная с детства ответственность за саму себя сделала из маленькой Лиды целеустремленного человека с твердым, но открытым характером. Это же повлияло и на выбор профессии.
— Я с седьмого класса мечтала стать археологом, — признается Лидия Михайловна. — Даже сама не знаю, почему так. Просто пришло в голову, и все.
Гунны, и только!
Напористая, ответственная и целеустремленная Лидия Сахаровская сделала все для того, чтобы главная мечта ее детства — стать археологом — сбылась. После окончания школы девушка поступила на кафедру археологии Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова (ныне Санкт-Петербургского государственного университета. — Прим. авт.) и получила специальность историка-археолога.
— Впервые я приехала в Бурятию на студенческую археологическую практику, — говорит Лидия Михайловна. — Это было в 1983 году. Меня до глубины души поразило это высокое небо, степной простор, зыбкое летнее марево над сопками... Чисто рериховские краски и настроения…
После того приезда на студенческие археологические раскопки Лидия Сахаровская возвращалась в Бурятию каждый год.
— Пока я училась, приезжала в Бурятию вместе со своим наставником, учителем Антониной Владимировной Давыдовой.
Больше всего молодого археолога интересовали азиатские гунны, и Лидия Сахаровская всегда хотела заниматься только ими.
— Это безумно интересно, — с горящими глазами рассказывает Лидия Михайловна. — И только в Бурятии есть гунны в чистом виде.
Поэтому в 1987 году, сразу после окончания университета, Лидия Сахаровская добивается персонального распределения в Кяхтинский музей.
Энтузиаст по складу души
С далекого 1987 года и по сей день Лидия Сахаровская относится к своей нелегкой, порою даже каторжной работе с большим энтузиазмом. Ведь с момента появления профессии археолога прошли столетия, а основным инструментом ученых до сих пор остается лопата. На жаре и на холоде, на ветру и под проливным дождем археологи находятся на раскопках целый сезон и порою ничего не находят. «Плюсом» сюда можно добавить и небольшое финансирование раскопок.
Но, несмотря на все это, Лидия Сахаровская не планирует расставаться со своей работой. По гуннам у нее множество планов, о которых женщина рассказывает с горящими глазами.
— Вот сейчас мы ведем реэкспозицию, делаем в музее новый зал по гуннам, — говорит Сахаровская. — Если бы не все эти кризисы, мы бы давно уже все завершили. Но работа начата, и это главное.
В планах Лидии Михайловны также и осуществление нескольких выставочных проектов, и не только в Улан-Удэ, но и в Москве и Казани. Ну и, конечно же, будут продолжены раскопки могильника азиатских гуннов в Оргойтоне (Джидинский район. — Прим. авт.), проводимые Кяхтинским музеем совместно с Государственным Эрмитажем.
Работа, которой занимается Лидия Сахаровская, очень важна для развития региона. Ведь если археологи найдут на территории Бурятии значимые исторические памятники, то интерес к нашей республике значительно возрастет.
Не по стопам родителей
Мало кто знает, что у Лидии Михайловны Сахаровской есть дочь. По иронии судьбы Надя тоже единственный ребенок в семье Сахаровских.
— То, что Надюша у меня одна, обусловлено не только экономическим положением того времени, — рассказывает Лидия Михайловна. — Мой муж к тому времени умер.
Муж Лидии Михайловны и папа Нади Сахаровской тоже был археологом. Однако дочь не пошла по стопам родителей — красавица Надежда работает корреспондентом на одном из местных телеканалов.
Основные достижения археолога Лидии Сахаровской:
- Лидия Сахаровская является автором множества научных концепций, среди которых такие известные работы, как «Второе дыхание» о реэкспозиции Кяхтинского музея, «Российско-Монгольская дружба», «Азиатские гунны», «Песчаная Венеция», «Гунны. Тайны исчезнувшей империи».
- Лидия Сахаровская принимала активное участие в совместных археологических экспедициях Кяхтинского краеведческого музея, Ленинградского государственного университета, Забайкальской археологической экспедиции Института материальной культуры РАН города Санкт-Петербург, раскопках Дырестуйского могильника и могильника Царам, а также в раскопках могильника Оргойтон совместно с Государственным Эрмитажем.
- Лидия Сахаровская является автором известного каталога «Азиатские гунны», изданного в 2005 году в Брюсселе на русском, французском и фламандском языках.
- За большой вклад в развитие культуры и науки Лидии Сахаровской присвоено звание «Лидер культуры 2009», а также награждена грамотами министерства культуры Бурятии.
Информационный партнер проекта
Телекомпания "Тивиком"
Партнеры проекта
Администрация президента и правительства Республики Бурятия
Администрация города Улан-Удэ
Улан-Удэнский городской Совет депутатов