Две недели назад президент Бурятии Вячеслав Наговицын заявил, что правительство республики будет возрождать полеты по местным воздушным линиям. Государству, по его словам, удалось вернуть в свою собственность часть аэродромов, которые находятся в районах республики. Они были заброшены почти 20 лет. Сейчас Минтранс Бурятии начал процесс их перевода из федеральной собственности в собственность республики
— После этого мы сможем их обустроить, — отметил Вячеслав Наговицын. — Поставить системы досмотра пассажиров, световое оборудование.
Но обустроить аэродромы — половина дела. Прежде всего, нужно выяснить, кто будет летать в районы Бурятии из Улан-Удэ. В советское время в республике работали 18 аэродромов местных воздушных авиалиний. Полеты на них выполнялись на «кукурузниках» Ан-2, самолетах Л-410 и Ан-24.
Сейчас ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» выполняет всего два рейса из Улан-Удэ на самолетах Ан-24 в Таксимо и Нижнеангарск. Ресурс бортов, которые имеются в распоряжении авиакомпании, может быть продлен еще на несколько лет. После этого им нужна замена.
«Информ Полису» стало известно, что компания готова заменить устаревшие Ан-24 хоть сегодня. Дело в том, что этот самолет потребляет в два раз больше керосина, чем современные аналоги. При цене топлива в 30 тысяч рублей за тонну эксплуатировать «пожилые» самолеты становится очень накладно.
Тем более что с каждым годом становится все сложнее доставать запчасти для Ан-24. Многие уже просто не производят.
Но денег на покупку или аренду современных самолетов у компании нет. Поэтому «Бурятские авиалинии» разработали бизнес-план по замене устаревших самолетов. В декабре его окончательно оформят и представят на суд правительства Бурятии и банков, которые могут выдать авиакомпании кредиты под обновление парка.
Выбор из трех самолетов
Пока авиакомпания рассматривает три варианта обновления парка воздушных судов.
Во-первых, есть возможность покупки или аренды самолетов Ан-140. Эта новая модель конструкторского бюро «Антонов» собирается на заводе в Воронеже. Авиакомпания «Якутия» уже два года летает на Ан-140 из Якутска в Улан-Удэ. Впрочем, якуты пока являются единственными эксплуатантами этого самолета в России. Как и Ан-24, Ан-140 хорошо себя зарекомендовал в суровых условиях севера.
Во-вторых, «Бурятские авиалинии» могут взять в аренду шведские самолеты SAAB-340. На таком самолете из Улан-Батора в Улан-Удэ летает монгольская авиакомпания Eznis Airways. В случае аренды или покупки Ан-140 или SAAB-340 у нашей авиакомпании не возникнет проблем с обучением летчиков (помогут «Якутия» или Eznis Airways) и техническим обслуживанием самолетов в аэропорту Байкал.
Но есть и минусы. Новый Ан-140 слишком дорог, а SAAB-340 уже не выпускают с 1999 года. Хотя 11 лет для самолета не возраст. Кроме того, пока в России не отлажена система сервисного обслуживания Ан-140. В случае чего запчастей нужно будет ждать несколько дней.
Реальный вариант
Поэтому более реальным представляется вариант аренды европейских самолетов ATR-42. Именно этот тип выбрала тюменская авиакомпания «ЮтЭйр», которая тоже постепенно меняет свой парк Ан-24. «ЮтЭйр», входящая в десятку ведущих авиакомпаний России, имеет собственный центр подготовки пилотов и базу для технического обслуживания ATR-42. Этот самолет потребляет 400 литров топлива за час полета (Ан-24 — 900 литров).
Для успешного выполнения ныне действующего расписания «Бурятским авиалиниям» нужно два самолета ATR-42.
— Возможно, мы сначала возьмем один такой борт в операционный лизинг, то есть без дальнейшего выкупа этого самолета, — сообщили «Информ Полису» в авиакомпании. — Посмотрим, как он поведет себя на наших маршрутах.
Если ATR-42 устроит «Бурятские авиалинии», то, согласно бизнес-плану, авиакомпания возьмет эти самолеты в финансовый лизинг с переходом двух ATR-42 в собственность. В любом случае без помощи правительства Бурятии, которое может выдать госгарантии под привлечение кредита на обновление парка, компания не сможет обновить парк и снизить стоимость авиабилетов.