Криминальная хроника из сельской глубинки Бурятии убеждает: деревня в руках бандитов. Под прессом «парада отморозков» живут не только жители села Шабур Заиграевского района, о котором активно говорят в последнее время. Как оказалось, почти в каждом районе республики есть такие села. Беспредельщики свободно разгуливают по улицам, убивают парней, насилуют девушек и грабят стариков
Развал совхозов и колхозов, социально-культурной сферы поставили крест на крестьянском труде. Развалились и многочисленные ЛПХ — села, специализировавшиеся на лесопереработке, такие как Шабур в Заиграевском районе. Безработные и пьющие деградируют и объединяются в банды, а здоровая часть населения ищет физическую защиту. Криминальная революция в деревне происходит при некотором попустительстве милиции, муниципальных и районных властей.
Грабители теперь беззастенчиво выбирают жертвами самых беззащитных — престарелых женщин. В редакцию «Информ Полиса» поступило письмо от жителей села Читкан Баргузинского района. Люди просят о помощи, описывая ужасающие факты
«По деревне разгуливает маньяк, который режет, насилует, убивает, забирая пенсию и накопления у сельчан. До этого его жертвами были мужчины. Но чаша терпения переполнилась после его издевательств над двумя бабушками», — написано в письме. Читканцы просят помочь, считая, что местные власти и органы милиции бездействуют.
За последние два года в Читкане погиб одинокий сельчанин-пенсионер, а второй одинокий мужчина был жестоко изрезан ножом, но выжил. По результатам следствия был задержан и осужден ранее судимый житель этого села, который свою вину признал полностью. С содроганием вспоминают до сих пор жители и случай четырехлетней давности, когда был убит подросток.
Ему было нанесено множество ножевых ранений, от которых мальчик погиб. Окровавленное тело омыли водой и бросили в одном из переулков. Следствие обвинило в совершении хладнокровного убийства близкого друга погибшего, с которым они были, по словам сельчан, «друзья не разлей вода».
Они не исключают, что это не последние случаи. Участковый села Читкан говорит, что предпринимаются все меры, проведен сход села. По фактам убийств уже осужден преступник. Но в случаях с бабушками следствие продолжается. Однако теперь читканцы поздно вечером лишний раз не гуляют по селу. А одинокие сельчане сидят, закрывшись на все замки. Есть и такие, кто держит на изготовке топоры и ножи.
Первая бабушка
Похоронив мужа несколько лет назад, 87-летняя Любовь Ивановна Кожевина теперь живет одна. Пенсионерка, ветеран труда родилась и всю жизнь прожила в родном селе. Здесь же живут сын Николай и внуки. Однако из своего дома престарелая бабушка уезжать не желает.
В Читкане таких одиноких бабушек и дедушек полсела. Никогда и никто их не обижал. Но последние два случая заставили деревенских изменить свое мнение.
16 сентября, как обычно, Любовь Ивановна рано легла спать. Женщина уже давно плохо видит и на улицу практически не выходит, лишь изредка навещает соседей. Ночью неизвестный проник в дом через окно в кухне. Однако пенсионерка услышала посторонние звуки и насторожилась. Неизвестный, судя по всему, рассчитывая, что она спит, прошел в другую комнату, где стоит шкаф, и стал в нем рыться.
— Залез паразит через окошко, видать, деньги искал, а их у меня нету, ведь я все отдаю сыну, — рассказывает она.
Напуганная бабушка как была в ночной сорочке, босая, так и незаметно выскочила на улицу.
— Слышу, кто-то голосит на всю улицу, а потом стал стучать в окно. Смотрю, соседка, завел ее, а она говорит: у меня в доме вор, — рассказывает ее сосед 85-летний Алексей Шелковников.
По его вызову прибыл участковый. Однако дом пенсионерки к тому времени уже был пуст.
«Она не брошенная»
Обеспокоенные односельчане ставили вопрос о том, чтобы одинокую бабушку к себе забрал сын, опасаясь, что, не дай бог, снова найдутся желающие обидеть ее. Однако Любовь Ивановна категорически не желает ехать к нему. По словам Сергея Бурдуковского, участкового села Читкан, сына, Николая Кожевина, вызывали в администрацию села, где обсуждали с ним, почему преклонного возраста бабушка живет одна.
— Ведь она не может себя обслуживать. Но он сказал, что Любовь Ивановна и его супруга постоянно ссорятся и он уже забирал ее к себе, но мать сама попросилась обратно в свой дом, — говорит милиционер.
— Просто у нас дом большой и холодный, она у нас не брошенная, каждый день по несколько раз мы к ней ездим, — уверяет Николай Кожевин.
У него с супругой есть подозрения, кто мог проникнуть к Любовь Ивановне в дом. По соседству с пенсионеркой проживает внучка по дочери. Она каждое лето высаживает картошку у бабушки.
— Она дочь моей сестры, вместе со своим мужем они этой осенью привезли каких-то троих дикарей копать картошку, наверняка они могли забраться из-за денег, — считает Николай Кожевин.
И добавил, что свои предположения он озвучил участковому, «однако результата пока так и нет».
Вторая бабушка
В конце октября произошел второй случай с одинокой бабушкой. Людмила Алексеева тоже живет одна. Совпадение это или нет, но она живет на той же самой улице, что и Любовь Кожевина, и даже по соседству, сразу через дом. К 72-летней пенсионерке проникли в дом также через окно, разбив стекло.
— Она проснулась и собиралась включить свет, когда неизвестный напал на нее и ударил ножом в лицо, — рассказывает участковый Сергей Бурдуковский.
Истекающая кровью женщина упала на пол, а неизвестный стал требовать деньги. По словам милиционера, накануне Людмила Алексеева произвела забой единственной коровы, которую сдала на мясо, и получила за нее деньги.
— Видно, проникший в дом хорошо знал об этом, — считает сотрудник.
Женщина указала, где лежит ключ от шкафа, в котором хранились деньги. Когда ключ не подошел, разозлившись, он снова нанес женщине удары ножом по лицу. Пенсионерка отдала нужный ключ. Грабитель в поисках денег включил свет. Лежащая на полу окровавленная пенсионерка подняла голову и успела увидеть, во что был одет неизвестный.
Заметив это, молодой мужчина подбежал и ударил ее по голове, отчего бабушка потеряла сознание. Очнувшись, она кое-как дошла до соседей, которые и вызвали «скорую» и милицию. Израненная Людмила Алексеева была госпитализирована в больницу, где до сих пор проходит лечение.
По словам участкового Сергея Бурдуковского, в деле о нападении на Людмилу Алексееву уже есть 22-летний подозреваемый. Молодой человек с родными проживает как раз между двумя пострадавшими бабушками. Однако его причастность к совершению данного преступления еще устанавливается следователями районного ОВД.
Колотушники
Нападение на двух бабушек взбудоражило все село. По Читкану ходят самые невероятные слухи. Люди напуганы и о случившемся говорят с неохотой, раздраженно.
— Мы не криминальное село, везде такая ситуация, — утверждают читканцы.
Сельчане считают, что и произошедшие убийства, и нападение на бабушек, и постоянные кражи — следствие безработицы и алкоголизма. Они также утверждают, что подобное преступление редкость и нонсенс. По словам местных жителей, в Читкане процветает воровство. С завидной регулярностью совершаются кражи скота, сена.
Они об этом говорят с горечью и отчаянием, огорченно признавая, что воспринимают эти случаи как неизбежную данность. И больше всего они с обидой говорят, что все это дело рук самих же местных. Люди самостоятельно предпринимают меры, которые, к сожалению, не всегда помогают.
— Ну а что делать? Везде так, возьмите соседние села. Думаете, там лучше? Вон, в Уро недавно тоже залезли к одинокой женщине. Благо она сумела убежать и позвать на помощь. Так и не нашли, кто это был, — рассказывает пенсионер Алексей Шелковников.
По его словам, старожилы однажды рассказали ему случай самосуда еще в первую гражданскую войну. Читканцы всегда жили дружно и все знали друг о друге. Но однажды среди них появились четверо местных мужчин, которые грабили и воровали в соседних селах. Тогда всем селом созвали сход и было решено не обращаться в волость, а устроить им самосуд.
— Говорят, вызвались мужчины исполнить решение сельчан. Они насмерть забили этих четверых, которых похоронили как самоубийц за пределами деревенского кладбища, после чего и пошло название «колотушники», — рассказывает Алексей Шелковников.
По словам пенсионера, после такого разбирательства у других отпало желание позорить свое село воровством и попадать под гнев односельчан. Творящийся сейчас беспредел ветеран войны считает закономерным результатом отсутствия в стране порядка.
— Что хотят, то и делают. Будет еще хуже! Сталинского режима на них нет, — с возмущением говорит он.