В Усть-Орде ведется активное строительство главного храма дацана. Первые службы в нем пройдут на Новый год по восточному календарю, а торжественное освящение и открытие планируются в июле будущего года
— После объединения с областью округ как будто осиротел, — говорит меценат Владимир Дмитриев. — Усть-Орда была самостоятельным субъектом со всеми вытекающими отсюда последствиями, а сейчас стала всего лишь одним из 40 районов области.
Жители проиграли в экономическом и социально-культурном плане. Надеюсь, что строительство дацана даст импульс духовной жизни и развитию связей Усть-Орды со всем остальным бурят-монгольским миром. На открытие дацана обещал приехать Хамбо лама Аюшеев. Мы его встретим на должном уровне, пройдут традиционные скачки, соревнования по национальной борьбе и стрельбе из лука.
Из истории вопроса
В настоящее время на территории Иркутской области действуют Аларский, Нукутский и Иркутский дацаны. Зарегистрированы общины в Ангарске, Шелехово и Ольхонском районе.
В Прибайкалье буддизм является традиционной, хотя и не доминирующей конфессией. В начале прошлого века здесь было порядка 7 — 8 дацанов. Старейшим из них был Аларский, построенный в 1811 году.
Ученый и общественный деятель Ц. Жамсарано описывал: «Дацан построен на ровном месте, деревянный, небольшого размера, продолговатой формы. Вокруг посажены деревья и образуют приличный садик. Особенно хорош садик на восточной стороне дацана, огороженный особо.
Нынешний ширетуй с замечательной любовью ухаживает за садиком, который растет с удивительной быстротой. Здесь растут: ель, кедры, пихты, лиственницы, яблони, черемухи, смородины, крыжовники и прочих цветов диких масса, как и во всей Алари…
Впечатление от садика прекрасное, какое-то нежное, миленькое. С прошлого, 1902 года ламы стали разводить огород: картофель, капусту, горох, лук, редьку и т.д., всего понемножку для пробы и довольны». Далее Ц. Жамсарано подмечает: «Большинство аларцев — буддисты, меньшинство — шаманисты и крещенные.
Но последние крещены когда-то насильно или обманом и в церковь не ходят. Симпатии инородцев всецело принадлежат дацану».
В целом к концу XIX — началу XX века в Западной Бурятии сложилась противоречивая религиозная ситуация, характеризовавшаяся наличием трех конфессий: православия, шаманизма и буддизма. В Иркутской губернии троеверие имело место у тункинских (относившихся тогда к Иркутской губернии) и аларских бурят.
По официальным сведениям, в 1909 году в Иркутской губернии насчитывалось около 60 тысяч бурят-христиан, примерно 30 тысяч исповедовали шаманизм и столько же буддизм. Однако основная масса бурят относилась к православию формально.