Бизнес
2427

Как удержать деньги?

Инерция «тучных» лет. Часть III.

Продолжаем серию статей, в которых будут подводиться экономические и политические итоги года и даваться прогнозы на следующий, 2011 год. Темой нашей сегодняшней беседы с экспертом Александром Янтрановым стали перспективы развития бизнеса в следующем году



— Александр, в прошлых беседах вы дали достаточно негативный прогноз развития ситуации в Бурятии в 2011 году. Налоги будут расти и приведут к росту цен и безработице, бизнес будет испытывать сложности, конкуренция обострится. Но есть же какие-то позитивные моменты?

— Смею вас заверить, для Бурятии ситуация будет более благополучной, чем для ряда соседних регионов России. В каком-то смысле нам повезло. Во многом благодаря президенту Бурятии В. Наговицыну сроки празднования 350-летия вхождения Бурятии в Россию придутся как раз на 2011 год.

А к этому сроку из бюджета России на строительство и реконструкцию в Бурятии свыше 50 социально значимых объектов вкладывается около 7 млрд. бюджетных рублей. Денежный дождь не перестанет капать на строителей и после 2011 года.

Миллиарды рублей будут вкладываться государством в продолжение строительства объектов особой экономической зоны «Байкальская гавань», в строительство дорог, энергетической инфраструктуры в рамках программы «Комплексное развитие Забайкалья». Общий объем государственных вложений оценивается в 56,4 млрд. рублей. Бюджетные проблемы могут внести свои коррективы, но, думаю, многомиллиардный порядок цифр останется.

Так что поток денег в Бурятию будет, и поток серьезный. И в этой ситуации самая главная задача — сделать так, чтобы эти деньги были использованы с максимальной пользой для Бурятии.

Я не говорю о сокращении тривиального воровства, это тема отдельной беседы. Но на рынке инфраструктурного строительства (строительство объектов общего пользования: дорог, больниц, инженерных сооружений и т.д.) работает ограниченное количество игроков.

На первый взгляд этот рынок далек от интересов простого населения. И вроде бы для жителей Бурятии гораздо важней результат — скорейшее завершение объектов, их последующее использование, а не ответ на вопрос, кто выиграет тендер: компания М или компания А.

Но очевидный ответ — выиграет тот, кто предложит наименьшую цену с наивысшим качеством, — может оказаться стратегически неверным.

— Что вы имеете в виду?

— Местных строителей и прочих предпринимателей, занимающихся обслуживанием объектов, готовящихся к 350-летию вступления Бурятии в Россию и вводу объектов особой экономической зоны, можно сравнить с крупнейшими нефтяниками страны в одном очень интересном разрезе: они являются главными получателями и распределителями крупных доходов. От последующих инвестиций полученных доходов зависит значительная часть экономики республики.

Готовя и реализуя решения в одном из крупнейших частных инвестфондов страны, я пришел к практическому пониманию того, насколько зависит от углеводородов российская экономика. Миллиардные дивиденды нефтяных компаний направляются практически во все секторы экономики, где есть высокий потенциал извлечения доходов.

Проще говоря, от нефтяников деньги «просачиваются» во все уровни нашего общества, напитывая его деньгами. Потому что значительную часть прибыли нефтяники тратят в России, покупая товары и услуги, недвижимость, а также вкладывая в бизнес.

Некоторые московские структуры выводят капитал из страны, филиалы федеральных компаний транзитом через головные офисы выводят деньги на счета своих акционеров. Чтобы остановить «вымывание» денег из Бурятии, хотелось бы добавить новые неформальные критерии по крупным тендерам в Бурятии — наличие стратегических целей работы в Бурятии, в соответствии с которыми полученные от сотрудничества с бюджетом доходы вкладывались бы в республике.

Нам, жителям Бурятии, гораздо выгоднее, чтобы конкурсы выигрывали местные игроки, которые по большей части не выведут деньги куда-то в другой регион, а будут вкладываться в развитие бизнеса, крупных проектов здесь. А значит, именно здесь будут создавать новые рабочие места, создавать потребительский спрос, менять городскую среду.

Не менее перспективной выглядит и поддержка сильных местных игроков, активно работающих за пределами Бурятии (например, «Байкалфарма», работающего на территории всей России, компании «БИН», работающей в Забайкалье, сети компьютерных магазинов «Снежный барс», активно осваивающей рынки Иркутской области и Забайкалья, «Титана» и пр.).

Их не так много, и необязательно, чтобы они занимались производством. Они все равно «вытягивают» деньги в Бурятию, которые в дальнейшем находят применение здесь. С бурятскими производственными филиалами федеральных компаний сложнее, поскольку лоббирование их интересов должно быть на уровне первых лиц государства. Но поддерживать их тоже нужно.

— То есть все не так уж плохо для местной экономики?

— Позитивные моменты для экономики Бурятии есть. Но их использование будет зависеть прежде всего от нас самих, от позиции нашей местной элиты, ее волевых качеств.

На самом деле ничего особо страшного не произойдет. Да, будет трудно. Но такого шока, как в начале 90-х годов, не будет. Пенсии вырастут и поддержат потребительский спрос. А что касается проблем бизнеса, то здесь просто произойдет очищение рынка от неэффективных компаний.

Беседовал

Николай Иванов.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях