Происшествия
12553

За что суд арестовал двух подружек-пикетчиц?

31 декабря 2010 года Татьяна Стецура и Надежда Низовкина оказались в СИЗО за то, что скрывались от суда.



Две девушки долгое время не являлись на судебные заседания, специально сменили место жительства и в итоге были объявлены в розыск. Однако их игра с судом в прятки закончилась. По инициативе суда Советского района два месяца, до 28 февраля, они проведут в СИЗО.



- Указанное обстоятельство обусловлено тем, что подсудимые отказались давать суду подписку о невыезде, от иных мер пресечения, не связанных с арестом: залога, личного поручительства, - и высказали намерение и дальше скрываться от суда, - сообщает суд Советского района.

Задержали на митинге

Водворил неугомонных радикалок в СИЗО суд по собственной инициативе. Обвиняемые по уголовному делу по 282-й «экстремистской» статье УК девушки с самого начала вели себя вызывающе.

А ведь им предлагалось соблюдать подписку о невыезде и не срывать в дальнейшем судебные заседания. Представитель гособвинения даже пытался переговорить с обвиняемыми, чтобы они не совершали необдуманные поступки. Однако Низовкина и Стецура не подчинялись требованиям суда. Хотя и подчеркнули, что возражают против своего ареста.

- На предыдущих заседаниях они постоянно всячески своим поведением выказывали явное неуважение к суду, органам прокуратуры и следствию, - говорит Екатерина Хорошева, старший помощник прокурора Советского района Улан-Удэ.

По этой причине подсудимым девушкам судья не раз выносила предупреждения и замечания, которые вносились в протоколы судебных заседаний.

В конце концов обвиняемые просто перестали являться в суд, хотя были официально уведомлены. Несколько раз они сорвали судебные заседания. В свою очередь, они утверждали, что судебные заседания назначались в неудобное для них время, когда как раз проходят акции.

От правоохранительных органов и принудительной доставки в суд они просто скрывались. По этой причине 23 декабря 2010 года рассмотрение уголовного дела в отношении Низовкиной и Стецуры было приостановлено, а сами девушки объявлены в розыск. Их задержали, когда они направлялись на проведение оппозиционного митинга. Мероприятие ими было официально заявлено, в мэрии получено разрешение и проведение было запланировано на четыре часа дня 31 декабря.

Только таким образом сотрудникам милиции удалось их выявить и принудительно сопроводить в суд. Даже после этого Низовкина и Стецура отказались суду давать подписку о невыезде и надлежащем поведении. Судье Ирине Левандовской они заявили, что отказываются исполнять какие-либо обязательства перед судом и намеренно скрыли данные о своем месте жительства. Низовкина и Стецура высказали недовольство тем, что не могут задать вопросы экспертам, давшим психолингвистическое заключение по текстам их листовок. И по этой причине в суд не являлись целенаправленно, выражая таким образом протест.

«Мандарины съели сами»

Низовкина и Стецура знали, что находятся в розыске. По словам их соратницы Маши Ханхуновой, которая с недавних пор принимает активное участие в акциях двух подружек, никто из присутствовавших не думал, что митинг сорвется. В назначенное для встречи время ни Низовкина, ни Стецура не появились.

- Мне мало известно об их политической позиции, я просто поддерживаю их акции, которые мне нравятся, - говорит Мария Ханхунова, аспирантка ВСГТУ, по совместительству представитель гражданской коалиции «За свободные выборы».

В разговоре она даже заверила, что не считает их своими подругами, просто ей нравятся акции, поскольку молодежь должна быть активной и только поэтому поддерживает.

- Представитель администрации города сообщил, что их задержали и доставили в суд, - говорит она.

К митингу они готовились втроем, и в качестве организаторов были заявлены именно все трое.

- Поскольку из организаторов осталась только я, митинг, конечно, не прошел, мандарины с цифрами «31» мы разделили между собой, остальными участниками акции, - говорит Ханхунова.

Растерянные немногочисленные сторонники просто разошлись.

Некоторые из них позднее выложили в Интернет информацию, что их акцию целенаправленно сорвали. Однако фактически Низовкина и Стецура сами стали виновниками такого исхода. Благодаря их демаршу акция завершилась, так и не начавшись.

Строчили листовки

В отношении Татьяны Стецуры и Надежды Низовкиной следственными органами было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Девушки распространяли крамольные листовки собственного сочинения, в которых использовали резкие выражения в адрес сотрудников правоохранительных органов и Вооруженных сил.

Год назад, к 23 февраля, они распространили листовки под названием «День тра-ура!», в которых называли его праздником геноцида, милитаристов, хунтарей, зачистщиков.

Поводом для проведения акций и написания очередных лозунгов они использовали только то, что могло привлечь внимание общественности. Это темы Тибета, чеченских сепаратистов и даже высылку японского студента, проповедующего деструктивную организацию «Свидетели Иеговы». Хотя последний категорически отказывался от их поддержки, тем не менее, девушки использовали его высылку для своих пикетов. После гибели в Москве Баира Самбуева, студента из Бурятии, Низовкина и Стецура пришли к родственникам и предложили свою помощь. Однако тогда родные не изъявили желания принять их предложение.

Благодаря вниманию чеченской теме радикальные девушки попали в поле зрения Центра по борьбе с экстремизмом. Они преподносили конфликт в Северо-Кавказском регионе в ином свете и сочувствовали чеченским боевикам. В случае с терактом в театре на Дубровке они назвали действия боевиков желанием прекратить войну на Кавказе. «Империалисты! Самодержавники! Патриоты богоспасаемой России! 26 октября силами спецназа были убиты находившиеся в нем заложники и их захватчики, требовавшие переговоров о прекращении войны в Чечне. Их угомонили. Осень вечно права», - написали они в одной из своих листовок.

Подобные суждения радикалок никак не поддержали чеченцы, живущие в Бурятии. Они достаточно резко осудили такую правозащиту.

- Лица, которые распространили эти листовки и не подписались под ними, — это провокаторы. Говорить о трагедии чеченского народа не имеют права лица, которые не знают его менталитета. Говорить о чеченском народе имеет право сам народ. Листовки — это «черный пиар», который сегодня на руку определенным кругам, - сказал несколько лет назад Бадруддин Магомадов, являвшийся в то времяпредседателем чеченской общины.

Были проведены две психолингвистические экспертизы текстов, сочиненных Низовкиной и Стецурой. Вторая экспертиза проводилась в Уральском центре судебной экспертизы. По заключению и бурятских, и уральских экспертов, в текстах отсутствуют признаки публичных призывов к экстремизму и оправдания терроризма. Однако они усмотрели, что в листовках авторы «с высокой долей вероятности принижают честь и достоинство» военнослужащих, сотрудников милиции, уголовно-исполнительной системы и ФСБ. Также, по мнению экспертов, эти листовки «могут оказать эмоционально-волевое воздействие и формирование чувства ненависти и вражды» в отношении этих «социальных групп».

При этом обе девушки из семей военнослужащих. Надежда Низовкина и Татьяна Стецура не согласны с обвинениями в свой адрес. Свою деятельность они считают исключительно правозащитной.

Адвокат и журналист

Девушки называют себя адвокатом и журналистом. Они окончили юридический факультет ВСГТУ. Казалось бы, должны знать и соблюдать законы той страны, в которой они родились, выросли и получили высшее образование. Однако свою Родину они называют не иначе как «захватчиком, поработителем и священной нашей темницей». И они сами о себе говорят - авторы и исполнители заборного творчества. Со своими экспрессивными листовками, пикетами и акциями они объявились неожиданно. А спустя некоторое время причислили себя к членам оппозиционной организации «Демократический союз», лидером которого является скандально известная Валерия Новодворская. Именно для их издания «Свободное слово» и пишут бурятские демократки.

«Юрточные улусники»

На сайте Демсоюза в разделе бурятской ячейки «Порог Ангары» Низовкина и Стецура опубликовали свои впечатления о презентации старомонгольского языкового учебника. Как и обычно, пришли они на мероприятие без приглашения. Однако это им не помешало воспользоваться гостеприимством устроителей и, по их же словам, наесться вдоволь бурятских мясных угощений. Им даже дали слово сказать. А позднее они их «отблагодарили» своей ядовитой заметкой.

- Нам повезло попасть к политически неграмотным юрточным улусникам, - с пренебрежением написали они.

Не жалея желчи, они насмехаются над тем, что люди возрождают старомонгольскую письменность.

Прошлись по Бурятии, назвав ее «не видящей дальше отверстия своей юрты, ханско-дикой в вопросах мировоззренческой свободы». На этой презентации ничего не подозревающие хозяева предложили Низовкиной и Стецуре спеть что-нибудь. Демсоюзовки спели гимн республики. Правда, признаются они позднее в своем опусе: «Терпеть не можем этот рабский гимн».

Так кто же они – Низовкина и Стецура?

Фото: http://sarvarupa.livejournal.com

Автор: Туяна Цыренжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях