К нашему профессиональному празднику — Дню российской печати — мы впервые предлагаем читателям заглянуть в потайные уголки газетной «кухни». Многие читатели бывали или звонили в редакцию. Между тем редакция лишь видимая часть огромного айсберга. Невидимая читателю работа начинается с верстки статей
Говоря проще, верстка — это размещение текста, например, с вашим интервью, с подобранными фотографиями и заголовками так, как это будет выглядеть на газетной странице.
Когда все сверстанные страницы отправляются по Интернету в типографию, редакция, облегченно вздыхая, расходится по домам. Зато на другом конце города в типографии «НоваПринт» вечером начинает закипать жизнь. Туда мы и направились с фотографом.
Газета с пылу с жару
Трудно назвать газетой то, что выходит из чрева фотовыводного устройства «Антарес 1600», напоминающего гигантский принтер. В это время будущая газета представляет собой прозрачные черно-белые фотопленки. Оператор-дизайнер Цыбик Параев тщательно проверяет наличие на них числа, даты, не съехал ли шрифт. Хотя Цыбик увлекается компьютерными технологиями, в момент выгонки пластин он больше доверяет своим глазам.
— На этом этапе очень важно, чтобы не было брака и грязи на пластинах, — объясняет Цыбик и отправляет страницы, выведенные на фотопленке, в другую комнату.
Там старший печатник Бато Зарбуев крепит пленки на специальный материал — астралон. Изображение с астралона затем копируется на тонкие металлические пластины — форму. На этих листах проявляется изображение, и форма проходит водную обработку.
Мы с фотографом Аней наблюдаем, как медленно выползает форма, пока тоже мало напоминающая газету. Она вообще странного бело-зеленого цвета, но прочитать текст уже можно.
— Эти формы я отправлю в печатный цех. Там и будет переход на более знакомую вам бумажную форму, — улыбается на мои недоуменные вопросы Бато, рассматривая в микроскоп малейшие неточности.
По придирчивому вниманию к деталям работу печатников можно сравнить разве что с ювелирами. Одно отличие — печатники работают по ночам.
Бумага-неженка
Идем в газетный цех, куда могли бы войти несколько вертолетов. Здесь все огромных размеров. От стены до стены растянулась длинная и высокая газетная машина. Именно она переносит изображение с металлических листов на бумагу и тиражирует на конвейере. На полу стоят гигантские рулоны бумаги.
Но в этом большом помещении любая мелочь, как уровень влажности, играет большую роль. Будет повышенная влажность, волокна бумаги активно поглотят влагу из воздуха. И бумага сморщится, станет волнистой. При пониженной влажности волокна наоборот отдадут влагу, из-за чего произойдет усадка. Бумага вспучится, как старый сыр.
Особенно эти проблемы досаждают во время нашей долгой зимы. Поэтому в типографии обязательно висит гигрометр, а влажность соответствует нормативам.
— После вскрытия упаковки бумагу надо «акклиматизировать», — объясняет Владимир Параев. — Она должна некоторое время отлежаться, чтобы ее поверхность пришла в равновесие с окружающей средой. Иначе чуть небольшая вмятина на бумаге — и машина остановится.
После этого кощунством кажется изготовление из старых газет кулечков и панамок. Аня Огородник непостижимым образом «щелкает» в самых разных концах машины. Вот появляется сбоку, когда помощники печатника Александр Мантатов и Петр Цоктоев аккуратно вставляют формы в машину. Через секунду Аня фотографирует сверху, как помощники Игорь Зашиев и Сергей Зарбуев растягивают рулон бумаги по длине машины. Потом фотограф оказывается внизу, где заливают в машину краску из четырех баков.
— Почему только четыре цвета заливают? — любопытничаю я, заглядывая в баки.
Мне объясняют, что смешение синего, пурпурного, желтого и черного дает все остальные цвета. Когда вы смотрите цветные страницы газеты, помните об этом. Итак, машина включается. Лента светлой бумаги начинает окрашиваться с формы, постепенно приобретая привычный вид газетной страницы.
Река информации
Самое завораживающее зрелище — видеть, как по конвейеру струится река информации из букв и фотографий. Внизу эта река разрезается по формату газеты и выходит уже в виде привычных страниц. С помощью специального подъемника сложенные в страницы газеты летят наверх. Там сами складываются в пачки. Я хватаю первый еще теплый номер «Информ Полиса» в этом году и торжественно кричу: «Ура!».
— Рано радуетесь! — неожиданно сбивает радость Владимир. — Это еще не печать газеты. Это «приладка». Мы распределили краску по цветам и проверили. Если все нормально, запустим весь тираж.
А это почти 30 тысяч экземпляров только «Информ Полиса». Их печатают несколько часов. А ведь, кроме нас, типография «НоваПринт» печатает еще много районных газет. При нас джидинскую газету «ТВ-дубль» забирает ее главный редактор Сергей Елисеев.
— Всех своих коллег и наших печатников поздравляю с профессиональным праздником! Желаю, чтобы эта замечательная машина никогда не ломалась! — желает Сергей.
Только поздно ночью газетная машина останавливается. Ее затихающее гудение похоже на протяжный усталый вздох. Печатники превращаются в это время в фасовщиков. Их умению быстро пересчитывать, раскладывать по пачкам и паковать газеты позавидует любой продавец. Сложенные в аккуратные пачки газеты забирает Саша Дугаров.
Под словом «забирает» надо понимать перетаскивание в машину более 100 кг газет. Затем их надо еще развезти и выгрузить по киоскам и торговым точкам. И весь этот многочасовой ночной труд только для того, чтобы с раннего утра вы смогли прочитать новую газету.
Первыми "невольными" читателями газеты становятся печатники. Они читают в процессе работы и только в конце смены могут расслабиться и буквально потрогать результат своей многочасовой работы.
Будущая газета пока еще гнется и издает металлические звуки
На фотографиях невозможно запечатлеть, как спокойное выжидание мгновенно превращается в "танец" вокруг печатной машины в случае ее остановки
Похожая на гигантский рулон салфеток будущая газетная бумага хранится в тепличных условиях
"Первопечатник". "Наш Иван Федоров" - так называют коллеги Владимира Параева, старейшего работника типографии
На этом этапе газета "просвечивается" насквозь, и увидеть на ней погрешности может только зоркий глаз монтажника
Кот Барсик - такой же полноправный член коллектива типографии. Охотой на мышей и крыс он отрабатывает свой хлеб с премией
Фоторепортаж Анны Огородник.