Улан-Удэ — один из немногих российских городов, выросших на слиянии двух рек, но не имеющих ни набережной, ни собственного судоходства, ни, соответственно, речного вида транспорта
Наличие же в столице Бурятии речного порта, судостроительного завода, способного на серийное производство плавсредств, лишь добавляет ситуации горькой иронии: как говорится, сапожник без сапог.
Прежде чем окончательно исчезнуть с горизонта в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия, воды Селенги “бороздил” теплоход типа “Ракета”, перевозя пассажиров. Не многие сейчас помнят это типовое плавающее сооружение, мотивирующее наличие в Улан-Удэ порта, местного речного училища, завода и прочей инфраструктуры с доками, кранами и причалами. Потом судоходство прекратилось — по требованию экологов, усмотревших в скоростных (и не очень) речных плавсредствах явную и непосредственную угрозу экологии. Точнее — фауне, населяющей Селенгу.
Поскольку времена те были экономически сложными (перестройка, реформы, стагнация, дефолты и проч.), с экологами особо никто не спорил, и тема возрождения водного вида транспорта неподъемным якорем ржавела где-то на дне проблемы. Сейчас, когда и речной порт Улан-Удэ, и Улан-Удэнский судостроительный завод вступили в активную экономическую фазу, почувствовав нужду в развитии, вопрос судоходства на Селенге обрел объективную необходимость.
По сведениям “МК”, руководство ОАО “Речной порт Улан-Удэ” обратилось в Ангаро-Байкальское территориальное управление с просьбой рассмотреть возможность использования на Селенге мощного и быстроходного пассажирского судна типа “Линда” в туристических целях. Специалисты подчиненного федеральному агентству по рыболовству Ангаро-Байкальского управления посчитали просьбу речников недопустимой, сославшись на те же экологические требования безопасности, которые тридцать лет назад послужили причиной ликвидации целой отрасли — судоходства в Улан-Удэ.
Но о чем речь? Региональное ведомство “Росрыболовства” считает, что использование быстроходного судна “Линда” приведет к повышению мутности воды в реке Селенге, вызовет размыв сложенных из ила и мелкого песка берегов, дурно (из-за гидро- и просто волны) скажется на молоди частиковых и ценных видов рыб и негативно отразится на жизнедеятельности гидробионтов.
— Ограничение навигации — лишь ничтожная доля того, что можно было бы сделать для чистоты сибирской реки, несущей в Байкал грязные стоки административного центра Бурятии и наносящие экологии Селенги несоизмеримо больший вред, нежели обычные лопасти теплохода, — говорят “МК” в ОАО “Речной порт Улан-Удэ”.
К слову, специалисты Ангаро-Байкальского управления все-таки допускают возможность навигации на Селенге, но только в случае проведения дноуглубительных работ. Добавив при этом, что рытье фарватера опять же приведет к “дополнительным последствиям отрицательного влияния на экологические условия в реке”. И вообще, отказывая в согласовании вопроса, Ангаро-Байкальское управление со ссылкой на “Росрыболовство” отметило, что сроки навигации на Селенге ограничены двумя нерестовыми периодами: с 25 апреля по 30 июня и с 15 августа по 15 октября. Так что особо не разбежишься!
На официальный запрос в федеральное агентство морского и речного транспорта (“Росморречфлот”) “Речной порт Улан-Удэ” получил ответ, в котором говорится, что “на внутренних водных путях Российской Федерации… официальных уведомлений о запретах на осуществление судоходства в период нереста рыб не поступало”. Межведомственные нестыковки?
Как сообщил “МК” генеральный директор ОАО “Речной порт Улан-Удэ” Константин Маркевич, возрождение судоходства на Селенге — вопрос времени. Но очевидно, что его решение, во-первых, неразрывно связано с развитием туристско-рекреационной зоны на Байкале. И, во-вторых, исторически обусловлено: 345 лет тому назад строительство опорного пункта в районе Селенги и Уды начиналось именно с судоходства.
Действительный член Русского географического общества Юрий Ведерников по этому поводу писал: “Для движения вверх по Селенге приказчиком Баргузинского острога Самойловым было выделено казачьему отряду одно ветхое судно, пуд свинца, полпуда пороха, 40 пушечных ядер, да две малые пушки. Движением вверх по реке русские основывали остроги — Селенгинский, затем Удинский, поставив последний на слиянии рек Селенги и Уды… Частное судоходство по Байкалу и Селенге было обусловлено грузопотоком с даурских сереброплавильных и свинцовых заводов, рыбными промыслами и приграничной торговлей с Китаем, осуществляемой через Кяхту. Река Селенга стала естественным путем для транзита китайских грузов “...по длине его 330 верст, удобный для сплава вниз с небольшими грузами и частью вверх” и была судоходной на всем своем протяжении до Байкала”.
Фото www.infoflot.com