Преподаватель гимназии 14 дала задание 120 школьникам написать сочинения на свободную тему. Сами дети о том, что они пишут для журналиста газеты, не подозревали. Итак, что волнует и чем живут те, кто в скором времени будут строить наше будущее?
Подростки боятся нацизма
Сочинения на свободную тему написали порядка 120 старшеклассников. Каждая работа — своеобразная исповедь души. Ребята заранее были предупреждены о том, что грамматические и орфографические ошибки учитываться не будут, главное — быть максимально откровенными, писать о том, что их в данный момент больше всего волнует. Преподаватель Лидия Борисова проанализировала работы школьников, выделив наиболее часто встречающиеся темы.
— Сочинение на свободную тему писали два одиннадцатых класса, один десятый и один девятый. Проблемы, которые волнуют детей, самые разноплановые. Многие из работ трогают за душу, — делится своими впечатлениями педагог.
Понятно, что в подростковом возрасте многих волнуют общие темы — выбор будущей профессии, размышления о будущей взрослой жизни, любовь, поиск смысла жизни, взаимоотношения с родителями, друзьями, — об этом написали многие. Но были затронуты и неожиданные темы.
"Пугают сводки новостей, в сотый раз сообщающие о том, что убит человек, причина — национальный признак. Скоро мне придется в погоне за образованием уехать в другой город, но я уже знаю, какие города для меня под запретом и куда я точно не поеду", — с горечью рассуждает одиннадцатиклассница.
Мечта — уехать в Цивилизацию
Интересно, что, несмотря на опасения, практически все ученики, писавшие о своем будущем, даже и мысли не допускают о том, чтобы остаться в Бурятии и здесь получить высшее образование. Более того, многие мечтают в перспективе покинуть и страну.
"Я боюсь покидать родных, друзей. Но если не поступлю в иногородний вуз, жизнь будет невыносимой. Аварии на теплоэнергоцентрали, беспредел чиновников, отсутствие нормальной работы и вообще нормальных условий для жизни — это не для меня. Я хочу уехать подальше — в Цивилизацию, а потом забрать туда и родных, — пишет ученик выпускного класса. — Оставаться в России — это значит бояться за будущее близких и родных людей".
"В России люди зарабатывают деньги, чтобы оплатить коммунальные услуги и купить еды, не говоря уже о нищих пенсионерах. А в Европе пенсионеры летают за границу, отдыхают на курортах, путешествуют!" — сетует другой старшеклассник.
"Боюсь стать бесчувственным!"
Интересно, что многих ребят больше всего волнует проблема взаимоотношений с собственными родителями, рассуждают и о том, что количество разводов пугает. При этом некоторые из авторов сочинений на собственном примере знают, что такое, когда родители вдруг расходятся.
Отрадно, что в противовес работам, посвященным раздорам в семье, выступила работа одного из учеников 9-го класса. Все сочинение школьник посвятил своей маме, рассказывая о том, какой она необыкновенный человек, одним словом, "идеал женщины".
Но больше всего педагога тронуло сочинение девочки, которая выплеснула на страницы тетради страшную боль, видимо, много лет терзавшую ее. Старшеклассница написала о своих отношениях с мамой.
"С малых лет она мне твердит, что я ей ненавистна. Подумать только, а ведь мать — это тот человек, который всю жизнь тебя поддерживает, наставляет на путь истинный! Иногда бывает, что я от ее злобы просто не знаю, куда деваться. Боюсь ей что-то говорить, боюсь ее взгляда, сухого и надменного. Как дальше жить и нужно ли вообще идти дальше? Все больше ухожу в себя и не понимаю, зачем идти дальше, если мои успехи никому не нужны? Боюсь, что благодаря такому отношению мамы ко мне я стану абсолютно бесчувственным человеком, который так и не узнает ни любви, ни жалости, ни сострадания, как к людям, так и к самой себе", — пишет девушка.
— Это сочинение — крик души. Вы представляете, какая боль у нее внутри? — замечает учитель.
Прочитав эту работу, Лидия Борисова немедленно решила попросить школьного психолога поработать со школьницей.
Что происходит?
Именно этим вопросом задаются многие из школьников. Подростки недоумевают, почему вопросы нравственности и морали отходят на задний план, почему взаимоотношения между мужчиной и женщиной становятся "не нормальными". При этом эталоном являются некие "советские" времена.
"Мужчины в советское время провожали женщин домой, защищали их, во всем помогали. А сейчас? Можно услышать где угодно, как парень грубо говорит с девушкой, обзывает ее. Да и женщины порой ведут себя с мужчинами, как королевы: "Принеси это, подай то". Муж бьет жену, считает ее своей собственностью. Люди совсем перестали друг друга уважать", — сетует ученица одиннадцатого класса.
Другие ученики пишут о физическом и моральном облике молодежи.
"Инь и ян меняются местами. Вместо физически крепких парней я вижу "дистрофиков". Девушки, напротив, пьют, курят, ходят на армрестлинг и бокс. Нынешнее поколение прожигает жизнь в ночных клубах, они не слушают инструментальную музыку, а только ту, под которую опухоль мозга можно схватить", — недоумевает 10-классник.
"Сейчас большинство не ходит в библиотеки, музеи, театры. Зачем? Лучше выпить алкогольные напитки и слоняться по улицам. Это говорит об уровне культуры и нравственности", — вторит ему другой школьник.
"О том, отчего сжимается сердце" — так назвала свое сочинение другая старшеклассница. Она пишет о том, как ее волнует то, что такие явления, как жестокость, насилие, пьянство, набирают обороты.
Сразу несколько ребят озабочены проблемой загрязнения планеты:
"Люди, как инфекция, распространяются по планете, сметая все на своем пути и загрязняя местность. Но природные богатства не бесконечны. Так давайте же будем людьми, а не варварами", — пишет один из учеников.
Кое-кто из представителей молодежи не доволен тем, что люди в массовом порядке "живут в Интернете":
"Социальные сети. Люди живут там! А мне лично из-за всего этого не хватает живого общения. Тот человек, который мне нравится, — в Интернете такой веселый и общительный, а в жизни даже подойти боится. Это плохо, когда живешь в Сети, забывая про реальность. Отключить бы Интернет хоть на месяц и посмотреть, что будет", — мечтает одиннадцатиклассница.
Курьезы
Среди школьных работ есть и такие, которые невозможно читать без улыбки. К примеру, один из учеников посвятил свое сочинение проблеме... радикализма.
"Этот мир прогнил. Создадим же новый мир на обломках старого! Мой друг из Казани проникся моими идеями. Мы договорились с ним встретиться и начать перестраивать мир", — поделился своей тайной ученик.
Есть и такие работы, читая которые, ощущаешь, что сходишь с ума. К примеру, один одиннадцатиклассник задумался о смысле жизни и, как ни странно, нашел его в: цифре:
"После долгих размышлений у меня возникла теория, что истина хранится в нуле, то есть цифре, ведь из всех чисел ноль не является ни положительным, ни отрицательным числом. Ноль обозначает "не существование". То есть то, что я считаю самой большой целью в жизни, будет мне открыто, если открыть ноль. Как это сделать? Я думаю, если остановить поток времени. Но я подумал: "Что будет с миром, если у меня получится?" Слишком велик шанс его разрушения. Поэтому я сказал себе: стоп, дальше нельзя".
В конце ученик заговорщицки подытоживает: "Я никогда никому не рассказывал об этом. Так как велик шанс того, что меня посчитают идиотом или сумасшедшим! Так что, Лидия Ивановна, сожгите это сочинение, когда прочтете!"
Чрезмерно откровенно написал о своей цели в жизни один из девятиклассников:
"Красивых слов не знаю, говорить красиво не умею, да если честно, плевал я на все возвышенное или как там его называют. Хочу закончить школу, потом вуз — и пойти работать. Меня интересует, как и большинство людей на планете, большая пачка зеленых богов. Вот и все", — честно признается молодой человек.
Надежда есть
Лидия Борисова — педагог с солидным стажем. Она преподавала русский язык и литературу поколениям и ХХ и ХХI века. По ее словам, изменилось многое.
— Культ нравственности, совестливости, патриотизма исчез. Дети честно признаются, что считают — все решают деньги. За деньги можно купить абсолютно все, — говорит учитель. — Бывает, что в сочинении подросток признается в том, что ему стыдно за то, как выглядит его мать, одетая в плохую, потрепанную одежду. Или девочки пишут о том, как мечтают выйти замуж за богатого мужчину и всю жизнь ничего не делать.
И все-таки говорить о том, что поколение молодежи ХХI века — потерянное поколение, еще рано. Большинство подростков все-таки верят в лучшее, осознают, что ситуацию нужно срочно менять, и даже сами себя не боятся осуждать.
"В нашем мире сейчас происходит смена эпохи. Когда люди, в душе любящие родину, семью, умирают. И на смену им приходим мы, не думающие о стране и о том, что творится в мире, а думающие только о себе. Какое это сильное поколение, если все поголовно курят и пьют, если все ненавидят свою родину?" — с горечью восклицает ученик 9-го класса.
Преподаватель признается: читая некоторые работы, она плакала. Настолько искренно и простодушно повествуют дети о своих маленьких и не очень маленьких проблемах. Музыка в современном мире, роль спорта в моей судьбе, ошибки на жизненном пути, что делает нас особенными, отношения между мужчиной и женщиной — о чем только не писали дети в своих сочинениях! И все-таки с утверждением о том, что нынешнее поколение молодежи в большинстве своем бездуховно и не имеет строгих нравственных устоев, можно поспорить. Большинство из работ все-таки наполнены каким-то внутренним светом.
В итоге, опыт такого эксперимента педагог планирует применять в своей работе и в дальнейшем.
— Такой опыт у меня впервые. Это интересно и полезно. Очень многое можно почерпнуть. А то ведь учитель отвел свой предмет, и все. А что творится у ребенка в душе, мы порой не знаем. Дети загоняют себя в угол и не видят выхода. Отсюда и суициды происходят: когда они ощущают, что их не понимают, чувствуют свою невостребованность, неполноценность, — подытоживает педагог.
Василиса Шишкина