Общество
6606

Улан-Удэ - город коней

В первый день нового года по восточному календарю в Улан-Удэ появилась еще одна конная композиция. Теперь, по подсчетам «Информ Полиса», в столице Бурятии не менее десяти коней из металла



3 февраля на пересечении улиц Борсоева и Смолина открыли новую скульптуру «Юность Бурятии». На торжественное открытие, посвященное 350-летию вхождения Бурятии в состав России, пришли президент Вячеслав Наговицын и мэр Геннадий Айдаев. Скульптура высотой около пяти метров украсила самый оживленный перекресток на въезде в Советский район. Юноша на коне без седла рвется вперед, держа в руках сокола. Над созданием скульптуры автор, известный бурятский скульптор Александр Миронов, работал несколько лет.

— Композиция олицетворяет молодость, светлые и добрые дела, она символизирует связь поколений, стремление расти ввысь и идти вперед, — говорит скульптор, — а сокол — самая быстрая птица.

Площадку, где установлена новая скульптура, благоустроили, а весной высадят цветы. Кроме того, это место будет охранять вневедомственная охрана. Ведь еще до открытия скульптуры хулиганы, стреляя из пневматического оружия, пытались разбить фонари рядом с композицией.

Облик города застыл в своем виде

Не успели с «Юности Бурятии» сдернуть белое полотно, как улан-удэнцы начали высказывать свое отношение к новому изваянию. Комментаторы на сайте infpol.ru сразу подметили все детали нового архитектурного шедевра: «мальчик не соответствует пропорциям коня», «сокол больше смахивает на голубя»… Внимательные горожане подметили, что все монументальные скульптуры в городе похожи одна на другую.

— Почему нельзя создавать скульптуры современного искусства, которые ставят на улицах Берлина, Парижа, Нью-Йорка? — пишет один из пользователей сайта Валентин. — У нас вечно одни и те же образы: коней, всадников, воинов. Понятно, что это часть нашей культуры, но получается, что облик города застыл в своем виде. Архитектура Улан-Удэ слишком пряма и однозначна, в ней нет намеков, сложных художественных идей, короче, нет фишки или изюминки. Если сейчас посмотреть на город, глазу не за что зацепиться. У нас одни лучники, да и те на одно лицо, а кони с испуганным выражением на мордах. Мы становимся похожи на Москву, где Церетели заставил всю столицу громоздкими и уродливыми объектами.

«Конь же из бурятского эпоса»

Конные композиции раскиданы по всему Улан-Удэ. Гэсэр, почему-то на «орловском рысаке», вглядывается вдаль по улице Балтахинова. Три напуганных коня красуются на пересечении улиц Терешковой и Сахьяновой — горожане долго обсуждали эту скульптуру под названием «Стихия». Необычный конь, больше похожий на бегемота, замер в полете перед «Солнечной башней». Еще двух жеребцов, обновленные копии первых в городе коней, недавно установили на здании театра оперы и балета. Их советские предшественники, списанные из-за прохудившегося металла, хранятся там же, на территории театра.

О том, что коней в архитектуре города уже достаточно, считают и в городской администрации.

— Конь же из бурятского эпоса. Это животное почитается, но, действительно, на сегодняшний день в городе достаточно конных композиций. Можно подумать и о других скульптурах, например, о городской скульптуре. У нас же есть такие скверы, например, битва королей в шахматном сквере, старик на скамье возле Гостиных рядов и другие, — говорит Ольга Сухих, и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.

Нет молодых архитекторов

На прошлой неделе мэр Улан-Удэ раскритиковал Управление архитектуры города. Он сделал замечание, что в городе мало молодых архитекторов и скульпторов с их современными идеями. На итоговом совещании Управления 4 февраля Геннадий Айдаев поднял вопрос о кадровом обеспечении градостроительной политики — в районных администрациях есть ставки архитекторов, но нет людей. Ольга Сухих попыталась сослаться на низкие зарплаты, которые не позволяют привлечь специалистов.

— Ерунду не говорите! Извиняюсь за столь резкую оценку, но считаю, что это неправильно. Я не думаю, что молодежь в каких-то конторах получает больше, — раздраженно заметил Геннадий Айдаев.

Мэр предложил привлекать к усовершенствованию облика Улан-Удэ бизнес.

— Почему бы крупным предприятиям не поучаствовать в благоустройстве города? Они вполне могут спонсировать строительство фонтана или установку скульптуры. Предварительный разговор с некоторыми крупными компаниями администрация города уже вела, и они согласились, — сказал Геннадий Айдаев.

Обращение к читателям!

Если вы знаете, где еще в городе Улан-Удэ есть конные скульптуры, присылайте нам фотографии по адресу: ул. Каландаришвили, 23, редакция газеты «Информ Полис», по e-mail: press@infpol.ru или сообщайте о находке по телефону 21-45-77.

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях