Байкал
3199

"Новая газета": Байкал отправляют в орбиту урана

Очаг сопротивления в Забайкалье: староверы, буддисты и даже местные власти — против планов «Росатома» разработать урановое месторождение. Три атаки отбиты. Началась четвертая

























Байкал жив. Даже встав с колен, выйдя из кризиса и обретая прежнее могущество, российское государство пока еще не в силах погубить священное сибирское море. Но оно, государство, старается. К промышленным ядам, сливаемым в Байкал сегодня, в обозримом будущем решено добавить риск уранового загрязнения.

Открыто в 1976 году и уже вскрыто штольнями, но только теперь намечено к разработке урановое месторождение Горное. Оно находится в буферной зоне Байкальской природной территории, в истоках реки Чикой — крупнейшего притока реки Селенги, дающей половину речного стока в Байкал. Ниже Горного по Чикою — десятки сел, а далее по Селенге — поселения пяти районов Бурятии. По Чикою — граница с Монголией, таким образом, можем загрязнить и соседнюю страну.

Лицензию на доразведку и добычу урана на месторождениях Горном и Березовом (оно невдалеке) получило ОАО «Атомредметзолото» (АРМЗ). Затем эта головная отраслевая организация в добыче природного урана со 100% государственным капиталом (или, как ее сейчас именуют, «добывающий дивизион госкорпорации «Росатом») создала уже со своим стопроцентным участием ЗАО «Уранодобывающая компания (УДК) «Горное», предназначенное для отработки Горного и Березового открытым и подземным способами. Ему и передана лицензия. Строительство предприятия планируется в 2014 году. «Росатом» заявил его проектную мощность по урану в 400 тонн в год (в корпоративной брошюре АРМЗ значится 600 тонн), а запасы этих двух месторождений в 7905 тонн (АРМЗ называет чуть больше — 7918).

Скажу сразу: экономического смысла в освоении урочища Горного очень немного, если не сказать, что нет вовсе. Три месяца назад, на последних общественных слушаниях гендиректор УДК «Горное» Владимир Разумов заметил, что после кризиса начался рост цен на уран, и оперировал он суммой в 135 долларов за килограмм. Даже при такой, очень неплохой цене, по словам Разумова, «на месторождении Горное финансово-экономическая модель добычи запасов урана нулевая». Но смысл, судя по всему, и не стоит искать. Какая была логика в перезапуске Байкальского целлюлозно-бумажного комбината? Она напрочь отсутствовала, тем не менее БЦБК заново коптит небо и сливает в Байкал стоки. Можно, конечно, рассуждать о теневых смыслах вложения денег в эти объекты, однако и они не отменяют и не оправдывают чудовищности этих проектов.

Этнический состав Красночикойского района вполне определенный: в трех селах компактно живут буряты, в остальных 40 населенных пунктах района в основном русские — семейские (потомки староверов, пришедшие в долину Чикоя при царе Горохе) и те русские, что называют себя сибиряками. Кормятся тайгой. Охотой, рыбалкой, сбором кедровых орехов, ягод, целебных трав и кореньев. Их жизни, этой двадцати одной тысячи россиян, напрямую завязаны на чистоту окружающего их мира. Они зависят от этой чистоты, как офисный планктон городов от наличия электричества, Интернета и мобильной связи. Начало добычи урана будет тождественно концу привычной жизни чикоян. Ну, как если бы в городах навсегда отрубили электричество.

Представитель старообрядческой общины из села Черемхово зачитал на общественных слушаниях обращение: «Мы, христиане-старообрядцы, собравшиеся на епархиальный съезд Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии РПСЦ, состоявшийся в Улан-Удэ 12-14 ноября 2010 года, представители Иркутской области, Бурятии, Забайкальского, Хабаровского, Приморского краев выражаем озабоченность в связи с планируемым освоением уранового месторождения Горное. <…> Съезд от имени христиан-старообрядцев обращается с просьбой к властям всех уровней со всем вниманием прислушаться к голосу народа, проживающего на данной территории. По поручению съезда управляющий делами ДВ-епархии протоиерей Елисей Елисеев».

Глава буддийской традиционной Сангхи (церкви) России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев написал письмо российскому министру Юрию Трутневу. Цитирую: «От лица буддистов — жителей Красночикойского района и Бурятии обращаюсь с просьбой к Вам со вниманием прислушаться к мнению людей и не допустить дальнейшего развития планов ЗАО «УДК «Горное» по разработке уранового месторождения Горное в бассейне озера Байкал, а также принять меры по устранению негативных последствий уже произведенных геологоразведочных работ. Надеюсь, что Вы разделите наше стремление сохранить озеро Байкал и земли местного населения, чтобы там и далее могли благополучно проживать люди и их потомки».

Тогда же группа депутатов обратилась к землякам. Несколько цитат. «Чикояне — единственные в Забайкалье ясно и четко выразили свои надежды и требования к власти: нам не нужны горные разработки, опасные производства, грязные технологии, узаконенное браконьерское природопользование; нам нужна экономика, основанная на традициях чикоян, семейских, щадящего природопользования, таежный промысел, специализированное сельское хозяйство. Нам уже не первый год пытаются внушить мысль о безопасности урановых разработок, обещают социальные блага, закрывают глаза на безобразия в работе старателей. К этим проблемам добавилась работа в тайге китайских рабочих… Никакие случайные опричники власти нам не указ! Мы не вольница, мы — государственные люди, патриоты своего края. Наши предки освоили этот край, и мы не вправе его потерять, разбазарить на сомнительные интересы, прикрываемые декларативными государственными задачами».

Что чикояне выступили против уранового проекта, в том новости нет, неожиданность в другом: их возмущение поддержали местные депутаты. На фоне предательства многих иркутских начальников, демонстративно наплевавших на мнение народа и поддержавших решение Владимира Путина, позволившее перезапустить БЦБК, на фоне иркутского губернатора Мезенцева, игнорировавшего народные митинги в защиту Байкала, но являвшегося на митинг, организованный БЦБК, позиция Красночикойского райсовета впечатляет.

Еще 24 июня 2008 года райсовет назначил местный референдум по вопросу: «Согласны ли вы на предоставление участка недр в пользование для геологического изучения и добычи урана на месторождении Горное?». И 12 октября 2008-го народ недвусмысленно изъявил волю: 85% пришедших не согласны. Поразительный для современной России результат. Жители глухого угла ясно показали: сопротивляясь приходу государственного бизнеса, индустриализации, глобализации и прочим революционным для тайги преобразованиям, они отдают себе отчет, что все эти штуки для азиатской России — просто-напросто иные названия колонизации. Очаг сопротивления не хочет жить в статусе «добывающей территории», он хочет жить по-людски.

Спустя два года, 23 ноября 2010-го, в райцентре Красный Чикой прошли общественные слушания декларации о намерениях «Атомредметзолото» в отношении Горного. Съехались 132 представителя всех поселений района, и все эти избранники народа единодушно подтвердили результаты референдума.

Таким образом, по здравому разумению «Атомредметзолоту» надо бы навсегда забыть об этом волшебном, песенном месте. По Конституции, народ имеет право на участие в управлении государством, а земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).

В России, однако, на Конституцию России кладут с прибором. Так, чтобы конституционные права на прямое волеизъявление и благоприятную окружающую среду не помешали бизнесу отдельных граждан, придуман, например, 131-й федеральный закон. Согласно этому закону, чикояне не имели права на такой референдум, какой они провели, депутаты не смели выносить такой вопрос на плебисцит. Что райсуд 10 октября 2008 года — за два дня до референдума — и подтвердил, признав решение депутатов о его проведении противоречащим законодательству РФ. Суд констатировал, что этот вопрос — не в ведении муниципалитета, и, взявшись за него, он превысил полномочия.

С той поры прокуратура требует выполнить судебное решение. И уже трижды принуждала депутатов отказаться от своих слов, убеждений, родины. Уж простите за пафос, но суть — в этом. Депутаты должны признать, что их решение спросить мнение народа — глупость, само это мнение — тоже глупость, и его нельзя брать во внимание.

Сейчас по представлению райпрокуратуры вопрос об отмене решения совета о назначении референдума внесен в четвертый раз. Заседание райсовета по этой повестке назначено на 25 февраля.

Подскажите, когда Дума издала, а президент подписал закон, объявляющий чикоян (как ранее ангарцев, эвенкийцев, красноярцев и т.д.) недолюдьми, коим запрещается защищать себя, своих детей, свою родину? И тот указ или закон, по которому добытчики урана (как ранее гидростроители, ядерщики и т.д.) объявляются, напротив, сверхлюдьми, которым позволено уничтожать чужую родину и чужой образ жизни?

Эта матрица чересчур хорошо знакома нам, мы из нее никак не вырвемся: в счастье загоняют железной рукой.

Любимый всеми последними кремлевскими обитателями рекламный лозунг «правовое государство» при старательном воплощении в конечном итоге не оставит жителям страны пространства для жизни, кроме выделенных загонов для счастья. В данном конкретном случае чикоян нагнут. У государства на огромную территорию Замкадья, особенно к востоку, другие планы. Понятно: если райсовет и сейчас будет настаивать на своей правоте, его вполне могут распустить. За исполнение прямого наказа избирателей. Это тоже будет по закону: по представлению губернатора края решение о роспуске принимает краевая дума.

Ссылки на Конституцию «не канают». Между тем в ней есть прекрасная статья 15: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».

Президент не так давно, кстати, подтвердил, что он не из тех, кто кладет на Конституцию. Он не считает народ досадным обстоятельством, он отводит ему другую роль. Процитирую Дмитрия Медведева: «Согласно Конституции, единственным источником власти в нашей стране является народ». Так вот, народ, чикоян, уже опросили, хочет ли он вашего счастья. Исполняйте его волю.

В прошлом году тема экологии наконец прозвучала в президентском послании парламенту. Но как-то криво. «Мне не раз приходилось слышать, что экологическое мышление у нас не приживается, потому что общество к этому не готово, — сказал Медведев. — Наверное, отчасти это действительно так. Поэтому — и я уже об этом тоже говорил — чрезвычайно важна роль экологического воспитания и образования. И надо учесть это в новых образовательных стандартах». В действительности общество образовывать не надо, общество знает, каково это жить в стране, где государство традиционно и последовательно отравляет окружающую среду и поощряет делать то же самое бизнес. Учить президенту следовало бы своих чиновников. Начиная с премьер-министра.

Урановая экспансия перекрещивается с давним, с 1948 года, желанием научной и просто неравнодушной общественности создать здесь национальный парк «Чикой». В результате двух представительных экспедиций российских и зарубежных ученых и экологов в 1998 и 2002 годах на Хэнтэй-Чикойское нагорье в междуречье рек Чикой и Менза появилось эколого-экономическое обоснование нацпарка. На упомянутом референдуме три четверти жителей района проголосовали за создание особо охраняемой природной территории.

Речи чиновных противников нацпарка о том, что его учреждение поставит крест на экономическом развитии района (на территории парка хозяйственная деятельность частично будет запрещена), не помогли. Староверы куда современней нынешних российских руководителей, старообрядцам ценности постиндустриального мира куда ближе, чем нашему кондовому начальству. Они и в прошлые века были в курсе, что ценность нетронутой природы на порядки выше прибылей от бизнеса: когда отравят все реки, прибылью не напьешься, когда отравят все земли, прибылью не наешься, и когда отравят воздух, прибылью не надышишься. Но теперь экологическая чистота еще и вполне внятно и весомо монетизируется.

В итоге власти Забайкалья направили проектные документы нацпарка в правительство России. И эти материалы уже прошли государственную экологическую экспертизу. Правительство Забайкалья попросило максимально ускорить процесс создания нацпарка.

От Горного до границы будущего парка — примерно 20 км. На общественных слушаниях проректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор исторических наук, десятилетиями занимающийся археологическими исследованиями на территории Красночикойского района, Михаил Константинов вспомнил Сократа: «Красота есть польза». «Надо или добывать здесь руду и уран, или сохранить эту красоту, — сказал профессор. — Наука — за создание национального парка».

За это стоят и люди, для кого Чикой и Байкал — родина.

Справка «Новой»

«Из штольни вытекает вода с концентрацией урана в 95 раз большей…»

Директор общественной организации «Бурятское региональное объединение (БРО) по Байкалу» Сергей Шапхаев предоставил «Новой» материалы экспедиционного исследования: специалисты БРО совместно с районными депутатами (и по их просьбе) в сентябре 2009 года посетили месторождение Горное.

Вот что, в частности, сообщила геохимик-эколог Галина Аносова, замдиректора Байкальского центра общественной экологической экспертизы: «…из штольни, оставшейся после геологоразведочных работ (1976—1986 гг.), вытекает вода с концентрацией урана в 95 раз большей, чем в р. Чикой. В озере рядом с устьем штольни урана в 84 раза больше, чем в р. Чикой. Дальше по течению концентрация урана уменьшается. Это значит, что даже сейчас, когда штольня закрыта, добычи нет, вынос урана в небольших объемах штольневыми водами производится. В р. Минкина его уже в 18 раз больше, чем в р. Чикой. В случае разработки месторождения вынос урана увеличится многократно, а учитывая приуроченность руды к разломам, крутосклонный рельеф, паводки весной и осенью, дожди, уран может быстро достичь р. Чикой и далее по цепочке озера Байкал — участка всемирного природного наследия, радиоактивному заражению может подвергнуться и сопряженная с р. Чикой территория Монголии».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях