Информация по контрольной работе, проведенной налоговой службой республики в 2010 году
Всего по результатам проведенной контрольной работы в 2010 году дополнительно начислено платежей на сумму 1409,9 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом (1061,1 млн. руб.) наблюдается рост общей суммы дополнительных начислений на 348,8 млн. руб. (или на 32,9%).
Результатом налоговых проверок явилось и представление налогоплательщиками в ходе налоговых проверок 1491 уточненной налоговой деклараций (расчетов), увеличивающих налоговые обязательства на сумму 376,9 млн. руб., 93 налоговых деклараций, уменьшающих суммы убытков - на сумму 253,5 млн. руб., 188 деклараций, уменьшающих суммы НДС, заявленного к возмещению, - на 71,5 млн. рублей.
Всего проведено 411 выездных налоговых проверок организаций и физических лиц (2009 год – 575 проверок). Снижение количества проведенных выездных проверок связано с продолжением работы по сокращению в составе налогоплательщиков, планируемых к выездным налоговым проверкам, налогоплательщиков, относящихся к малому и среднему бизнесу, налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
На сегодняшний день наиболее важная задача Управления федеральной налоговой службы - обеспечить контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Изменение налоговой политики в Российской Федерации в сторону ее открытости перед налогоплательщиками приводит в конечном итоге к увеличению поступления налоговых платежей во все уровни бюджета, сокращению выездных налоговых проверок, поступления писем, жалоб в вышестоящие органы, а также направления исков в арбитражные суды.
Налоговые органы России уже ведут открытый диалог с налогоплательщиками, направленный в первую очередь на предупреждение налогового нарушения, а не на применение к ним фискальных мер. Поэтапно сокращается количество выездных налоговых проверок, целенаправленно ведется работа по информированию налогоплательщиков о возможных рисках, стимулируется добровольный отказ от использования незаконных схем. Предусмотрено проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, в связи, с чем Федеральной налоговой службой уже создано 12 критериев самостоятельной оценки рисков.
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Для налоговых органов, выбранная методика организации контрольной работы, основанная на качественном планировании, предпроверочном анализе финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, изучении зон риска, использовании внутренних информационных ресурсов и мониторинге сведений из внешних источников, позволила качественно готовиться к проведению контрольных мероприятий и добиваться почти 100-процентной результативности выездных проверок. Иными словами, если анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика показывает стабильную налоговую базу и адекватную налоговую нагрузку, у налогового органа нет оснований для направления к нему налогового инспектора, и наоборот, если основания есть, то, как правило, результатом проверки является выявление налогового правонарушения.
В настоящее время политика налоговых органов направлена на предупреждение налогоплательщиком совершения налогового правонарушения, таким образом, раскрывая перед ним основные принципы контрольной работы, предлагая ему более сознательно подойти к выбору принятия решения с учетом информации о рисках применения отдельных схем.
Так, проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Бурятская Мясоперерабатывающая Компания » (ООО «БМПК»). По ее результатам доначислено всего 12,5 млн. руб., в т.ч. налогов – 10 млн. руб., уменьшен исчисленный в завышенном размере к возмещению из бюджета НДС в сумме 2,1 млн. рублей.
Видом деятельности проверенного налогоплательщика является производство мяса и пищевых продуктов. Проверкой установлены сделки по поставкам мяса, не имеющие явной экономической обоснованности, связанные с оформлением фиктивных документов для увеличения расходов по налогу на прибыль и налоговых вычетов по НДС, по контрагенту ООО «Ланса». Результаты проведенных контрольных мероприятий, а также недостоверность, противоречивость данных первичных документов в совокупности свидетельствуют о том, что сделка, заключенная обществом с поставщиком является формальной, направленной исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды.
Решением УФНС России по Республике Бурятия от 01.04.2010 года в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщику отказано. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.06.2010 налогоплательщику отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Четвертым арбитражным апелляционным судом постановлением от 02.09.2010г. решение 1 инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Решением суда от 02.09.2010 года приостановление взыскания отменено, в бюджет взысканы доначисленные налоги в сумме 10 млн. руб. и излишне возмещенный НДС в сумме 2,1 млн. рублей. Также частично погашена задолженность по пеням (полное погашение задолженности по пеням и штрафам произведено в январе 2011 года).
Камеральные налоговые проверки в отчетном периоде проведены в отношении 255151 налоговой декларации и расчетов налогоплательщиков, что на 21,3% ниже значения 2009 года (324273 проверки). Уменьшение числа проведенных камеральных проверок связано с изменениями, внесенными в главу 26.2 НК РФ в части представления налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начиная с 2009 года, только за налоговый период (отменены ежеквартальные декларации по итогам отчетного периода). Также на уменьшение числа проведенных камеральных проверок повлияла отмена с 01.01.2010 единого социального налога, снижение проверок по налогу составило 32,7% (или 9661 проверка). Количество проведенных камеральных проверок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование снизилось на 32,7%.
Результатом проведенных проверок налоговыми органами также явилось признание необоснованным предъявление к возмещению из бюджета НДС на сумму 159,5 млн. руб. в том числе по результатам камеральных проверок – 123,8 млн. руб., выездных проверок – 35,7 млн. рублей (с учетом сумм НДС признанных к возмещению управлением и судами после того, как налоговыми органами суммы НДС были признаны необоснованными). По сравнению с 2009 годом (139,7 млн. руб.) рост сумм отказа в возмещении составил 14,2%. Также налоговыми проверками в целях налогообложения уменьшены убытки на сумму 313, 2 млн. рублей (2009 год – 114,1 млн. руб.).