Опыт ведения межнациональной политики в Бурятии востребован на федеральном уровне. 11 февраля в Уфе на заседании президиума Госсовета обсуждались обострившиеся в стране межнациональные проблемы и в первую очередь тема борьбы с национализмом. В настоящее время в правительстве Бурятии ожидают рекомендаций и директив по итогам работы Госсовета
Однако что может предложить федеральный центр республике, если опыт работы по урегулированию национальных отношений в Бурятии признан одним из лучших в стране, а правительство РБ делится опытом даже с такими взрывоопасными регионами, как Ростовская область? У федерального центра нет серьезных межнациональных программ, и, возможно, ему придется опереться на опыт Бурятии.
В свое время республика пережила угрозу обострения национальных отношений в середине 90-х годов, в переходный период от распада СССР к рыночной экономике. Тогда возникли такие радикальные организации, как Бурят-монгольская партия и Русская община. Особенно ситуация накалялась во время выборных кампаний разных уровней, когда вовсю разыгрывалась национальная карта.
А наиболее взрывоопасный период пришелся на время президентства Леонида Потапова. Для нейтрализации угроз он использовал механизм согласования интересов через Народный Хурал, Советы старейшин и национальностей, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, проведение съездов бурятского народа, встречи старообрядцев мира, фестиваль «Алтаргана».
Второй серьезный вызов пришелся под занавес президентства Потапова в связи с объединением Аги с Читой и Усть-Орды с Иркутском. Основным очагом сопротивления стал Улан-Удэ. Правительство РБ заняло тогда нейтральную позицию и не препятствовало акциям противников поглощения бурятских субъектов.
В целом это была политика «мультикультурализма», которая называется многонациональной и существует с советских времен. В итоге одним из главных достижений деятельности первого президента стало сохранение межнационального мира и согласия в республике, в первую очередь благодаря сохранению этнического баланса в кадровой расстановке и справедливому распределению ресурсов.
Вячеслав Наговицын сохранил испытанный механизм и его стержень — Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив, не имеющий аналогов во многих других регионах. Этот орган строит свою работу на основании Концепции государственной национальной политики, определившей приоритеты в сфере межнациональных отношений.
— Угроза конфликтов минимальна, однако, учитывая внешние факторы, её нельзя полностью отрицать, — считает Михаил Харитонов, председатель комитета. — Нельзя исключать возникновения этнических конфликтов вследствие экономических причин. Поэтому необходимы постоянные профилактика и мониторинг. Нужны конкретные действия и решения, а не звонкая риторика.
По данным исследований 2010 года, уменьшение доли интолерантности в молодежной среде составило с 40 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2010 году, а общий процент лиц, указавших на наличие некоторой напряженности в межнациональных отношениях, в 2010 году составил 6,6 процента, из них только 1,8 процента указали на наличие конфликтности в этой сфере.
Тем не менее Михаил Харитонов признает, что толерантность остается в повестке дня до тех пор, пока существует многонациональный народ Бурятии.