В Бурятии есть удивительные примеры эффективности китайского воспитания. Пока экономисты спорят о причинах бурного экономического роста Китая, мир удивляют достижения детей китайских эмигрантов
Все больше маленьких китайцев становятся лучшими в международных конкурсах по музыке, математике, программированию. Как достичь этого, поведала миру американка китайского происхождения Эми Чуа. И вот уже несколько недель ее статья возглавляет рейтинги самых популярных СМИ мира.
Сенсацией стали раскрытые Эми Чуа секреты традиционного китайского воспитания. Многим принципы этой матери двоих детей покажутся шокирующими.
— Строгость китайских родителей намного превосходит строгость западных. Китайцы словно штампуют детей, которые показывают превосходство в учебе, музыке и искусствах, — говорит Эми. — Китайские эмигранты стараются воспитывать детей так же, как когда-то воспитывались сами. Опрос 50 американских матерей и 48 матерей-китаянок показал, что почти 70 процентов американок считают, что акцент на успеваемости вреден для детей. В отличие от них ни одна китайская мать не разделила подобных взглядов, полагая, что только достижения в учебе являются отражением хорошего воспитания.
Принять наказание и стать лучше…
Ссылаясь на другие исследования, Эми утверждает, что китайские родители тратят в десять раз больше усилий на штудирование наук с детьми, нежели американские родители. По мнению Эми Чуа, западные дети, скорее, потратят время на занятия в спортивных секциях.
— Чтобы добиться в чем-то успеха, необходимо трудиться… Китайские родители находят в себе силы, чтобы настоять на том, что считают необходимым. Практика и механическое повторение недооценены в Америке, — считает Эми Чуа.
Она добавляет, что если ребенок не получает отличных оценок, то это для китайского родителя означает лишь одно — он недостаточно трудился. А значит, он достоин резкой критики, порой слишком грубой, на взгляд европейца. Китайцы полагают, что их ребенок достаточно силен, чтобы принять наказание и стать лучше.
И когда он действительно добивается успехов, похвалы родителей не знают предела, рассказывает автор нашумевшей статьи.
В Бурятии тоже есть потомки китайских эмигрантов. Кому как не им подтвердить или опровергнуть слова соплеменницы. Народный артист России Саян Раднаев вспоминает, как при разводе родителей власти решили оставить его отцу-китайцу. И фактически с подросткового возраста будущая звезда оперы воспитывался только отцом.
— Секретарь парторганизации сказал тогда: «По закону мать должна забрать ребенка». Я не знаю, что творилось в душе у отца, выходца из Китая, только он кивнул и ответил: «Закон есть закон. Если мать сможет вырастить его хорошим человеком, честным, трудолюбивым, сможет выучить его, дать образование, пускай забирает. Но если он не станет таким, вы все будете здесь передо мной отвечать». После этих слов мать засомневалась. «Пускай он останется с отцом», — наконец сказала она. Мы с отцом долго смотрели ей вслед, когда она уходила. Так мы остались одни, — вспоминает Саян Владимирович.
Уроки на грядках
— Китайские родители полагают, что знают, что является лучшим для их детей. Именно поэтому дети не должны отвлекаться на общение с приятелями и на вечеринки, — этими словами Эми Чуа вводит американцев в ступор. — Не поймите меня превратно: китайские родители заботятся о детях. Они сделают все для своих детей. Просто это полностью иная модель воспитания.
Саян Раднаев своим детством как бы подтверждает эти слова. Отец был для него непререкаемым авторитетом. Он учил его сосредоточенности, чтобы сын не разбрасывался по мелочам. И в отношении приятелей взгляды Эми Чуа и отца Саяна Раднаева поразительно совпадают. «Приятелей может быть много, но разговоры отвлекают от дела», — говорил последний.
— Теперь я понимаю, родители не ошиблись, оставив меня с отцом. Он никогда не наказывал и не ругал меня, но был требователен и держал в строгости. Вставал он всегда в пять утра и сразу отправлялся трудиться в огород. Для безделья у меня не было времени, — говорит артист, — с пяти лет меня начали приучать к труду — подметать пол, приносить щепки. Приучали к четкости. Я вставал в шесть утра, впрягал быков в летние сани и отправлялся за водой для полива. Поливать следовало с утра, так земля давала лучший урожай.
Одно из ярких воспоминаний его детства — однажды колодезный журавель обломился в момент, когда он набирал воду. Удар оглушил. Очнувшись, весь в крови мальчик побрел домой, оставив быков и сани. Отец увез сына в больницу в Курумкан. Почти полмесяца сын отлеживался, потом — вновь за работу.
— Отец, мечтавший, чтобы я стал агрономом или механиком, говорил мне: «Земля — это настоящее богатство, она дает человеку всё». Я и сейчас считаю, что для правильного воспитания школьникам просто необходимо работать в подсобных хозяйствах, — народный артист словно вторит Эми Чуа. — Труд на земле заставляет человека думать, развивает ум, дисциплину, честь и совесть, внушал мне отец.
Уроки, полученные на огородных грядках, пригодились артисту на всю жизнь. За 50 лет работы на сцене он ни разу не отменял спектакли и не искал замены. Входя в образ, старался быть лучшим, работая над партитурами до четырех утра.
— Я всегда наблюдал, как сосредоточенно работают китайцы, отвлекаясь на разговоры разве что за обедом. Четкость во всем. Из школы — домой. Будучи сорокалетним отцом семейства, я по-прежнему отпрашивался у отца на встречу с друзьями и возвращался строго в указанный срок, — признается Саян Раднаев.
Единственный раз он ослушался отца, когда поступил в музыкальное училище. И то сделал это не специально — недобрал балл в сельхозтехникум. Отец, мечтавший выучить сына на агронома, тогда очень огорчился. И лишь спустя годы, незадолго до смерти, он будто подвел итоги своего воспитания.
— Отец сказал мне: «Теперь я спокоен за тебя. Я всю жизнь боялся, чтоб ты не вырос пьяницей, тунеядцем. Теперь я могу спокойно уйти из жизни». Сейчас, оглянувшись назад, я могу заключить: воспитание — лучшее, что дал мне отец в жизни. И это именно то, что я хочу передать детям и внукам, — говорит Саян Владимирович убежденно.
Фото: www.linktv.org
Китай
4233