Общество
6662

Два взгляда на развитие театра оперы и балета

Накануне смены власти в театре оперы и балета его руководители Антон Лубченко и Людмила Намсараева дали интервью «Информ Полису online». По неофициальной версии, это интервью стало поводом для отставки директора театра Людмилы Намсараевой

ИП-online: Как вы оцениваете состояние театра к моменту прихода Антона Лубченко в театр?

Антон Лубченко, художественный руководитель театра оперы и балета:

– Учитывая то, что театр находился на реконструкции шесть лет, не имел своей концертной площадки и практически не имел доходной части, было бы странно требовать от этого коллектива поразительного вида. Когда я приехал знакомиться с труппой, и не собирался оценивать состояние театра. Меня больше интересует потенциал коллектива и то состояние, к которому он может прийти.

Людмила Намсараева, директор театра оперы и балета:

– На протяжении последних шести лет коллектив несет все тяготы бездомного существования. Без полноценного проката в условиях отсутствия совместных репетиций: хора, оркестра, балета и солистов оперы – нанесен урон профессии, навыкам, квалификации артистов. Вместе с этими трудностями театр выстоял, выжил, сохранил репертуар, деятельность, кадры и ежегодно выполнял госзадания наравне с коллективами, работающими на стационарной площадке.

Театр продолжал выпускать премьеры, выезжать на гастроли, получать признание на российских и международных конкурсах и фестивалях. Так что театр не стоял на месте, жил напряженной, динамичной, творческой жизнью.

ИП-online: Какие сильные и слабые стороны у театра вы видите?

Антон Лубченко:

- Сильные стороны – это, безусловно, дикая работоспособность творческой труппы и заинтересованность в том, чтобы сделать что-либо интересное и качественно стоящее. Это потребность в творческом росте и развитии, которое я замечаю у многих работников нашего театра. Есть выдающиеся голоса: из более молодых я выделил бы изумительную Аюну Базаргуруеву, которая могла бы влиться в любой столичный коллектив. Нельзя не отметить замечательный и очень интересный голос Баиржаба Дамбиева.

По итогам концертного исполнения итальянских опер выявился могучий потенциал тенора Михаила Пирогова. Если его правильно развивать, считаю, он может добиться больших результатов. Великолепен Мунхзул Намхай. Вообще можно перечислить очень много имен. Все «птенцы», которых готовит и выпускает Дарима Линховоин, индивидуальны и имеют разного характера потенциал.

Наш театр и я, как художественный руководитель, безусловно, гордимся тем, что в наших стенах работает такой человек, как Галина Шойдагбаева – лицо театра и творческой составляющей всей республики.

Считаю, могут быть интересны проекты, связанные с нашим балетом. Буквально сегодня я дал приказ о назначении нового руководителя балета Айдара Ахметова – человека далеко не последнего в балетном мире. Мы надеемся, что он поможет нашей балетной труппе стать на новый виток развития.

Слабых сторон, к сожалению, пока еще немало, и о них очень не хочется говорить.

Прежде всего, безобразно работает административная часть, но надеюсь, что полгода моей борьбы с рекламным отделом не проходит даром. Мы пополняем потихоньку штат людей, и улучшения в этом плане есть, микроскопические, но есть…

Людмила Намсараева:

Слабой стороной театра вижу недостаточное государственное финансирование поддержания нормативной численности артистического и художественного персонала. Сегодня артистический состав театра составляет 259 человек, а требуется не менее 400 человек, чтобы создавать качественные масштабные и зрелищные постановки. Небольшие зарплаты в целом по всему коллективу, отсутствие жилья, особенно для молодых и перспективных артистов, создают не всегда благоприятные условия для творческой работы.

Сильная сторона нашего театра – его творческий потенциал, замечательные голоса, профессиональный балет, оркестр, преданность многих работников любимому делу. И, конечно же, прекрасное здание нашего театра, ради которого коллектив мужественно прошел все испытания.

ИП-online: На ваш взгляд, какие основные факторы успеха театра оперы и балета? Без чего театр не будет процветать?

Антон Лубченко:

Ни один театр, как и в принципе ни одна организация, не может существовать без качественной продукции. В нашем случае – это спектакли. Они должны быть интересными, современными и своевременными. Театр, особенно наш, который занимает не самое завидное географическое положение с точки зрения взаимоотношения со столицами, особенно нуждается в развитии внешних отношений и внешней политики.

Моя задача – заинтересовать тем, что мы делаем, не только местного зрителя (потому как чисто количественно даже он весьма ограничен), но и, прежде всего, людей из столичных городов России и зарубежья, и не только заинтересовать, но и привлечь к сотрудничеству. В настоящее время, мне кажется, мы сделали определенные шаги в этом направлении. Благодаря фестивалю «Времена года», который творчески спасает театр, пока у нас до сих пор нет собственной сцены, наш театр увидело и о нём заговорило достаточное количество зарубежных лиц.

Это Симон Мраз, атташе по культуре Австрии, с ним у нас намечается несколько интересных проектов. Это Ханс-Йоахим Фрай, режиссер, певец и руководитель театров г. Бремена. В ходе переговоров с ним мне удалось достигнуть договоренности об участии нашего театра в международном вокальном конкурсе Competizione dell’Opera.

Это большой проект, финал которого будет проходить в Большом театре, где впервые примет участие и наш театр. Кроме того, в планах есть амбициозный проект «Летучий голландец на Байкале», о котором я много разговаривал в российском посольстве в Берлине, в Мариинском театре и который был обозначен министром культуры Бурятии Тимуром Цыбиковым и мною президенту Германии господину Вулфу на балу в Дрезденской Опере.

Проект, на наш взгляд, с западной стороны (в первую очередь со стороны Германии) должен привлечь большое количество вложений – и творческих, и финансовых, потому что на бурятской земле музыка Рихарда Вагнера прозвучит впервые. В советское время Вагнер был своего рода табу, но сейчас столичные театры соревнуются в самобытности и высококлассности постановок опер композитора. Думаю, что и Бурятии будет интересно включиться в эту историю.

Знаете, было забавно и одновременно лестно наблюдать сцену в Дрездене в семь часов утра, когда после бала тесная компания из 8-9 человек (куда входили помимо Олега Зиборова, Ханса-Йоахима Фрая и меня одни из самых крупных бизнесменов Германии) переместилась в отель для того, чтобы покурить сигары и выпить утренний кофе, и практически все время посвятила разговору о проблемах театра в городе Улан-Удэ и Республике Бурятия. Значит, нам удается заинтересовать их.

Людмила Намсараева:

- Зрителя в театр можно привлечь хорошими постановками с участием звезд мирового и отечественного профессионального искусства. Приглашение артистов из других городов и стран всегда практиковалось в театре. Вместе с тем не стоит забывать, что театр – это не только досуг, но и большая работа по просветительским и образовательным программам, необходимым школьникам и студентам.

ИП-online: Какие вы видите основные способы привлечения зрителя в современных условиях?

Антон Лубченко:

- Как я уже и говорил, делать интересные спектакли и концерты. Это способ номер один для всех условий и всех времен.

Людмила Намсараева:

- Немаловажную роль в привлечении зрителей играет политика по выстраиванию пиар-кампаний, рекламы, созданию положительного имиджа. Думаю, что наш основной зритель – это не продукт дешевого пиара, заполняющего пространство Интернета и печатные СМИ, от которого ограждают себя солидные театры.

Скандал, гламур и сомнительный пиар – это атрибуты шоу-бизнеса, который делает на этом дивиденды. Наш зритель – это поколение, воспитанное на лучших традициях музыкального, классического искусства, и мы дорожим их вниманием к нашему театру.

ИП-online: Как Вы оцениваете нынешний профессиональный уровень труппы?

Антон Лубченко:

- Я могу только констатировать факт – у нас появился оркестр. И помимо того, что он появился, он справляется со сложнейшими задачами и произведениями. Оркестр – один из главных жизненных органов в анатомическом организме театра. А возможность оценивать профессиональный уровень театра я предоставляю зрителям и театральным критикам.

Людмила Намсараева:

- Без прокатных площадок меня беспокоит отсутствие репетиций оперных и балетных спектаклей. Оркестр театра продвинулся в освоении новых симфонических программ, но эти программы составляют всего 5% от общего репертуара театра. Основная и главная его часть остается без должной репетиционной, творческой работы.

Даже выпуск новых постановок не снимает ответственности с руководителей коллектива за профессиональное состояние текущих спектаклей. Вялотекущий творческий простой для артистов балета и хора, солистов оперы всегда влечет потерю формы, отсутствие перспектив и плохое самочувствие. Театр – это не только юбилеи и праздники, премьеры и фестивали. Это ежедневный кропотливый труд, требующий многочисленных репетиций, вводов и, конечно же, постоянного контроля художественного руководителя.



ИП-online: По какому принципу должен формироваться репертуар вашего театра? Какие постановки должны быть включены в афиши театра, а какие должны исчезнуть?


Антон Лубченко:



- Спектакли могут быть вычеркнуты из репертуара только по двум поводам: либо из-за вопиющей безвкусицы постановки, либо из-за несоответствия задачи, поставленной композитором, с возможностями театра. К примеру, нет возможности давать оперу «Борис Годунов», если у нас в оркестре только один контрабас, полностью отсутствуют колокола и контрафагот, а численность хора не превышает 30 человек.

Ну нельзя этого делать! Понимаете?! К сожалению, пока мы не пополним наши кадры до соответствия этой партитуры, театру придется временно обойтись без этой оперы. Это касается и нескольких других спектаклей.

Людмила Намсараева:

- Репертуар театра формируется из возможностей труппы, сбалансированности голосов, наличия в труппе артистов, способных выполнить художественные и музыкальные задачи, комплектации оркестра театра. Если в оркестре не хватает соответствующих музыкальных инструментов, не значит, что спектакль нужно исключать из репертуара, нужно использовать все варианты поиска артистов оркестра, такие же, как для работы с симфоническими программами.

Потеря таких спектаклей, как «Пиковая дама», «Кармен», «Сорочинская ярмарка», «Борис Годунов», «Садко», и многих других не будет способствовать творческому процессу занятости в коллективе театра, обеднит текущий репертуар. Конечно, зрителям сложно воспринимать «Сельскую честь» и «Паяцы», когда отсутствует музыкальный инструмент арфа, но, тем не менее, и в этих условиях можно исполнять оперу в концертном варианте.

Конечно, существует естественное устаревание спектаклей, декорации которых обветшали, постановки которых нуждаются в возобновлениях, это процесс постепенный, т.к. новые постановки рождаются годами, а репертуар нарабатывается десятилетиями.

Академический театр оперы и балета в своей основе должен опираться на мировую и отечественную классику, и вместе с тем современная хореография, режиссура, сценография должны присутствовать для того, чтобы театр имел развитие.

ИП-online: Как оцениваете творческую и психологическую атмосферу в театре в настоящий момент? Какие настроения в коллективе? Есть ли какие-то проблемы?

Антон Лубченко:

- Знаете, театр это на то и театр, чтобы в нем бродило большое количество разных настроений, сплетен и интриг. Этим мы отличаемся от армии и, к примеру, от монастыря. Если в театре здоровая атмосфера, это не здоровый театр. Эту идиому подтвердит любой человек, который то или иное количество времени проработал в театральных коллективах.

Главный вопрос состоит в другом – работает коллектив или не работает. Наш коллектив работает в полной мере. Концерты проходят, репетиции ведутся, подготовка к грядущим премьерам осуществляется, газеты пишут. Вот вы пишете, например. А проблемы существуют всегда, и я здесь для того, чтобы их помогать решать.

Людмила Намсараева:

- Активная творческая работа присутствует сегодня в коллективе оркестра, где решены проблемы заработной платы, с целью поддержки симфонической деятельности артистов оркестра. Вместе с тем остальные коллективы живут надеждой на перспективную и активную творческую жизнь, решение социальных проблем. Прожит основной период театрального сезона, пока ни одной новой постановки. Для нашего коллектива, привыкшего работать в динамичном ритме, это впервые.



ИП-online: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать худрук театра?


Антон Лубченко:

- Вы посмотрите на меня – и поймёте.

Людмила Намсараева:

- Художественный руководитель театра – это важная, значимая позиция театра, если не сказать основная. Текущее и перспективное планирование работы – та программа действий, по которой живет театр. И если не будет четкого организационного процесса, все механизмы могут развалиться.

Ежедневный контроль, анализ и разбор спектаклей, выстраивание творческой перспективы каждого солиста, каждого творческого коллектива – все это политика художественного управления. Важна личность худрука, его багаж и опыт, знание ремесла и профессии. И, конечно же, ответственность за результаты.

ИП-online: Каким вы представляете успешного директора театра?

Антон Лубченко:

- Посмотрите на Людмилу Николаевну Намсараеву – и поймите.

Людмила Намсараева:

- Успешный директор должен выполнять план по зрителям и сборам. Каждый год должен устраивать гастроли. Директор должен создавать условия для новых постановок, обеспечивать грамотные правовые и экономические условия для работы коллектива. Директор – это менеджер, который решает еще и социальные вопросы театра.

Фото Анны Огородник.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях