Общество
5033

Будьте осторожны: Кредитование с подвохом

Начиная с 1994 года ежегодно 15 марта в России отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой ООН. Стало уже традицией каждый год определять тематику этого дня. В 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под лозунгом «Наши деньги - наши права», а в нынешнем году – под девизом «Потребители за честные финансовые услуги»

Столь пристальное внимание к этой теме в основном объясняется недостаточным объемом предложения стабильных и законных финансовых услуг населению.

Рынок кредитования физических лиц в Бурятии растет семимильными шагами, а вездесущие щупальца банковской системы заключили в свои крепкие объятия чуть ли не каждого добропорядочного жителя республики.

Вместе с развитием финансового рынка растет число жалоб на неэтичное поведение банков, пользующихся низким уровнем финансовой и правовой грамотности населения.

Анализ работы банков, проведенный специалистами Управления Роспотребнадзора по Бурятии, показывает, что актуальность защиты прав потребителей финансовых услуг с каждым годом усиливается. Число обращений граждан с жалобами на действия кредитных организаций растет. Только за прошедший год количество жалоб в Роспотребнадзор Бурятии увеличилось в пять раз – с 39 обращений в 2009 году до 198 в 2010 году.

Население жалуется на такие нарушения, как взимание комиссии за выдачу кредита и ведение ссудного счета, навязывание услуги страхования жизни и здоровья заемщика, возможность внесения изменений в кредитный договор банком в одностороннем порядке, ограничение права потребителя на самостоятельный выбор места для предъявления иска.

Всплеск обращений граждан с жалобами на банки зафиксирован после выхода 17 ноября 2009 года постановления Президиума Высшего арбитражного суда России №8274/09, которое определило, что действия банков по взиманию платы за открытие и ведение ссудного счета нарушают права потребителя и являются административным правонарушением. Это решение ВАС стало ориентиром для нижестоящих судов.

Несмотря на создавшийся прецедент, некоторые банки Бурятии до сих пор продолжают взимать значительные комиссии при розничном кредитовании, отказываются добровольно возвращать деньги, которые незаконно собрали с заемщиков, угрожают включением «скандальных» клиентов в «черные списки».

– Банки всеми правдами и неправдами затягивают процесс рассмотрения заявлений о добровольной выплате комиссий за открытие и ведение ссудного счета, о восстановлении кредитных договоров, о выдаче выписок, – сообщил «Информ Полису online» Валерий Викулов, председатель правления региональной общественной организации «Комиссия по защите прав потребителей». – Заявления рассматриваются до одного месяца, а иногда и дольше. За это время у некоторых заемщиков истекает срок исковой давности, они уже не могут вернуть незаконно удержанные выплаты за навязанные услуги.

Некоторые банки создают барьеры для подачи заемщиками исков в суд, устанавливая неоправданно высокую стоимость восстановления кредитных договоров и получения выписки из ссудного счета. А ведь российский человек всегда отличался беспечностью и банковские документы, как правило, теряет.

– Надо жаловаться в Национальный банк Бурятии и Роспотребнадзор, - советует адвокат Станислав Эрдынеев. – Деньги, которые банк требует за восстановление договора и выписку по счету можно будет взыскать через суд.

Общественные организации и представители Роспотребнадзора рекомендуют свою правоту отстаивать в судах, чтобы не выплачивать банкам все деньги, которые они начисляют не по закону.

– Мы поддерживаем всех потребителей, которые к нам обращаются, – сообщил «Информ Полису online» Александр Болошинов, руководитель Управления Роспотребнадзора по Бурятии. – Мы учим население правильно оформлять иски. Если нарушаются права потребителей, то в ста процентах судебных случаев мы выигрываем. В прошлом году Управление судилось с четырьмя банками, все процессы мы выиграли.

– Комиссия по защите прав потребителей рассмотрела порядка 250 исков против банков, – говорит Валерий Викулов. – По всем искам выиграли. В среднем на один судебный процесс у нас уходит полтора месяца. Затраты заемщиков составляют 10 процентов от суммы возвращаемой комиссии.

В этой публикации мы не преследовали цель «замочить» банки. Мы предприняли попытку помочь населению отстоять свои права в спорах с кредитными организациями. Ведь в отношениях «банк - заемщик» потребители, как правило, выходят слабой стороной.

В России нет системы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг. Есть отдельные законы и акты, а системного подхода нет.

Чтобы обеспечить защиту прав потребителей, недостаточно законов и государственного надзора, банковскому сообществу необходимо вводить этические стандарты обслуживания клиентов. Банки должны иметь совесть, а потребители должны эту совесть контролировать.

«Информ Полис online» будет следить за обстановкой с банковскими комиссиями. Редакция готова освещать разные точки зрения по этому вопросу, в том числе и позицию самих банков. Мы уже обратились в банки города Улан-Удэ за комментариями и ждем их ответов.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях