Бизнес
6329

"Николаевский" по-английски

На днях Вячеслав Наговицын посетил Усть-Кяхтинский свинокомплекс и заявил, что возьмет ситуацию на этом предприятии под личный контроль

Правда, брать под контроль здесь уже практически нечего — в результате применения различных «схем модернизации» от свинокомплекса ничего, кроме брошенных на произвол судьбы работников, не осталось. Подобных примеров в агропромышленном комплексе республики не десятки, а сотни. В отличие от быстро модернизированных сфер торговли, связи и СМИ сельское хозяйство остается наиболее консервативной и отсталой отраслью. На этом фоне ярким пятном выделяется лишь агрохолдинг «Николаевский», объединяющий компании Племенной Завод «Николаевский», ООО «Эко-Фуд», ООО «БИН-Агро» и сети фирменных магазинов «Николаевский», который, в свою очередь, входит в группу компаний «БИН». «Николаевский» — единственное предприятие Бурятии, которое является примером современного вертикально-интегрированного комплекса. Как удалось добиться этого, рассказывает Александр Матвеевич Баданов. Он отец троих детей, а еще у Александра Матвеевича восемь внуков и одна пра­внучка. Сейчас ему 75 лет, но патриарх полон сил и энергии, которые он отдает на развитие семейного дела.

Начало перемен

— В 1998 году наша компания «БИН» приобрела свинокомплекс «Южный» в Тарбагатайском районе, — вспоминает Александр Матвеевич. — Тогда в нем было 300 никуда не годных свиней, пришлось отвезти их на мясокомбинат. Выручка от продажи не оправдала даже расходы на транспортировку. Нужно было все начинать с нуля — ремонтировать и оснащать свинарники, заводить новое поголовье и обучать персонал. Рядом с комплексом стояли коровники, сейчас от них ничего не осталось. Если бы не тогдашний глава Тарбагатайского района Михаил Михалев, наверное, и свинокомплекс ожидала та же судьба...

По словам Александра Матвеевича, с 1998 года на протяжении 9 лет свинокомплекс только пожирал деньги. Ведь свиньи требуют ежедневного ухода и круглосуточного питания. Их нельзя оставить и законсервировать. Между тем на самоокупаемость и относительную финансовую устойчивость удалось выйти только в последние три года. А все предыдущие годы бизнес был убыточным. Тогда Бадановы прибегали к услугам наших остепененных специалистов, но даже с их помощью не могли выйти на самоокупаемость.

Секреты англичанина

Сначала поголовье достигло 6 тысяч голов, затем 8,5 тысячи, но дальше рост затормозился. До половины всех поросят теряли в процессе опороса и на стадии доращивания. И так продолжалось два с половиной года. Причины потерь находили то в свиноматках, то в кормах, то в ветеринарах. В результате вышли на английского консультанта известной немецкой компании Big Dutchman (Биг Дутчмен). Он приехал 2 декабря 2009 года. Англичанин целый день изучал комплекс и разговаривал со специалистами, а вечером сказал: «Они все правильно говорят, но делают все на­оборот».

В цехе опороса трое работников кастрировали поросят. Специалист посмотрел на них, покачал головой и взялся сам. Он сделал все один быстрее и качественнее. Потом взял щепотку комбикорма на язык и говорит: «Хороший комбикорм». Посмотрел на уже готовый корм и говорит нашему специалисту: «Попробуйте сами». Тот отказался пробовать поросячью еду. Специалист говорит: «Поросятам вы должны давать то, что можете съесть сами». А уезжая, англичанин сказал: «Нужны другие специалисты. Пусть никогда не видевшие свиней, но мы на­учим их правильно растить животных». По его совету в цехе доращивания вместо четырех работников оставили двоих, а падеж в итоге сократился вдвое.

Метод Гарри

Через два месяца приехал другой англичанин — Гарри Брукхаус. Он осматривал свинокомплекс три дня, а затем говорит: «В цехе осеменения из 600 маток 175 супоросных, а остальные холостые». Между тем все матки должны были быть супоросными. При проверке оказалось, что Гарри ошибся лишь на одну свиноматку. Селекционер, главные зоотехник и ветеринар были вынуждены уйти. А в Минсельхозе запаниковали: «С кем вы останетесь?». Однако с помощью Гарри за 11 месяцев поголовье свиней удалось довести с 8 тысяч до проектных 14 тысяч. И это при тех же кормах, свиноматках и рабочих.

Метод его простой — методично устранить все неправильное. Если он дает задание, то обязательно проверяет результат. По приезде в Улан-Удэ англичанин едет на свинокомплекс прямо из аэропорта, а уже после домой. Гарри сократил количество осеменаторов с семи до трех, да и то все втроем они работают только три дня в неделю. В остальные дни справляется один.

Впрочем, все работники стали универсалами, способными работать в любом из четырех цехов комплекса. Они не только заменяют друг друга, но и при необходимости могут справиться с вдвое большим поголовьем. Рационализация позволила вдвое сократить персонал, а оставшимся значительно поднять уровень зарплаты за счет введения бонусной системы оплаты труда.

Полевые испытания

Сейчас на свинокомплексе устанавливают решетчатые полы, меняют основное стадо на крупную белую породу ирландской селекции. Однако главной проблемой стала невозможность увеличения среднесуточного привеса свиней с 750 г в сутки до 900 г. Причина в том, что качество корма было нестабильным.

— Это реально, но мешает исходное сырье для корма, — считает Александр Матвеевич Баданов. — Зерно бывает некачественным, а это мешает росту поросят. Именно это побудило нас взяться за собственное производство зерна и бобовых.

В 2008 году было создано предприятие «БИН-Агро». Новая компания взяла кредит в банке, закупила импортную технику и наняла сельчан.

В 2009 году на ранее брошенных полях Кабанского района было посеяно 900 га. Всходы неплохо взошли. Однако, когда подоспел урожай, местное население пустило скот. В результате потрав было потеряно до 80 процентов всего урожая, а убытки превысили семь миллионов рублей! Это было серьезным ударом не только по «БИН-Агро», но и по всей заявленной правительством республики идеологии роста в сельском хозяйстве.

В 2010 году, взяв поля в аренду на 49 лет, попытались их огородить, но ограду тут же украли. Пришлось перекрыть посевы рвами, но и тут незадача! Россельхознадзор оштрафовал компанию за нарушение плодородного слоя!

Снова наступила весна, впереди очередная посевная кампания. Агрохолдинг с оптимизмом смотрит вперед. В ближайшее время планируется реализация нескольких новых проектов, один из которых строительство биогазовой установки, позволяющей решить проблему утилизации отходов и сократить расходы на энергоресурсы.

От поля до прилавка

Сейчас конечный продукт компании лежит на прилавках фирменной сети магазинов «Николаевский». Это десятки наименований колбас, ветчин, копченостей, сосисок, сарделек, сервелатов и других деликатесов. А еще полуфабрикаты — буузы, манты, пельмени, котлеты, чебуреки, голубцы, фаршированные перцы, а также вырезки, суповые наборы, субпродукты, маринованные и немаринованные шашлыки. Всё это производится одной из «дочерних» компаний агрохолдинга — ООО «Эко-Фуд».

Все мясные продукты свежие, т.е. после убоя на собственных бойнях. За короткое время компания прошла путь от одного свинокомплекса до крупнейшего агрохолдинга Бурятии.

Агрохолдинг «Николаевский» — это вертикально-интегрированный агрокомплекс, ориентированный на конечную реализацию собственной продукции и включающий все звенья производственной цепочки — от развитой кормовой базы до современной переработки мясной продукции и ее эффективной реализации. Агрохолдинг работает только по европейским стандартам с использованием высокотехнологичного оборудования.

Опыт модернизации свинокомплекса «Николаевский», его эволюция в агрохолдинг говорит о необходимости эффективной защиты и стимулирования внутреннего производителя. Этот бизнес связан с социальными вопросами, очень сложный, рискованный и капиталоемкий. Агрохолдинг сумел выстроить свою систему — от финансов и работы с персоналом до реализации брендовой продукции. В конечном счете это и есть путь преодоления отсталости республики в агропромышленном секторе.

Автор: Александр Махачкеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях