После публикации в газете "Информ Полис" статьи «Поездка к царю в ореоле слухов» более 100 глав сельских поселений Бурятии подписали общее письмо с предложением увековечить память людей, заложивших основы политических, культурных и хозяйственных связей бурятского и русского народов
— Мы посчитали, что скульптурная композиция, где первый российский император Петр Первый принимает бурятскую делегацию, станет еще одной достопримечательностью Бурятии. Ведь царский указ, закрепивший «породные и кочевые» земли за бурятами, стал заделом для формирования в 1729 году границы между Китаем и Россией. Кстати, при установлении государственных знаков от Кяхты до Амура самое активное участие приняли сыновья руководителей той исторической делегации, — говорит один из инициаторов создания памятника, глава поселения «Хошун-Узурское» Бадма Дугаров.
Именно оттуда, из Тугнуйских степей, родом единственная женщина в делегации — шаманка Абжа-удаган. Интересная историческая параллель — с инициативой создания памятника выступили главы сельских поселений. Триста с лишним лет назад их титулы назывались «зайсан» и «шуленга». Слово «зайсан» произошло от китайского титула «цзай-сян».
Этот чиновничий титул широко распространился у монгольских народов в период их владычества в Китае. Из династии Юань (1260 — 1368 гг.) перешли в монгольские языки и такие чиновничьи звания, как дарга, язагул, шуленга и т.д. Титулы «зайсан» и «шуленга» обозначали правителей отоков или улусов или, выражаясь современным языком, глав сельских поселений.
Фото: www.childrenpedia.org
Общество
2725