Общество
4052

Врач для богемы

Пациенты из Политбюро ЦК КПСС и всепоглощающие страсти врача-универсала Эрнста Хардаева: он единственный общий терапевт Бурятии, последний из могикан

Пациенты из Политбюро ЦК КПСС и всепоглощающие страсти врача-универсала Эрнста Хардаева: он единственный общий терапевт Бурятии, последний из могикан

Сегодня медицина пошла по пути узкой специализации и всеобщей стандартизации. Лечение идет по определенным схемам, с применением одних и тех же лекарств и действий. Конечно, это ведет к существенному облегчению и удешевлению процесса. Однако это не всегда эффективно, поскольку не все укладывается в заданные схемы, ведь человеческий организм представляет единую и взаимосвязанную систему, которую и нужно воспринимать целостно.

Сделать это могут врачи-универсалы. Эрнст Хардаев как раз из них. С одного взгляда он определяет болезни пациента. Коллеги даже называют его человеком-сканером.

Но универсализм и способности в диагностике Эрнста Казаковича — это результат долгой практики. Шутка ли, 32 года заведовать отделением общей терапии Республиканской больницы! Сколько же больных ему пришлось лечить на своем веку? В том числе очень и очень влиятельных и знаменитых.

Больные властители и звезды

В 60 — 70-е годы он проходил ординатуру в Москве у легендарного академика Павла Юренева и работал в больнице 4-го Главного управления Минздрава СССР.

Среди его пациентов был Николай Васильевич Подгорный, тогда уже бывший председателем Президиума Верховного Совета СССР, третьим человеком в стране. «Почему он (Брежнев) снял меня? Скажи мне, доктор», — спрашивал он у молодого врача. Но у того, конечно, не находилось ответа на в общем-то риторический вопрос.

Из других первых лиц Советского государства Эрнст Казакович лечил самого Алексея Николаевича Косыгина. Председатель Совета министров СССР болел гипертонией, да и сердце пошаливало. Во время осмотров выяснилось, что он с юности хорошо знал бурят. Не понаслышке.

В 20-е годы Косыгин работал в системе потребительской кооперации Сибири и ездил по Иркутской области. А тогда в районе нынешней Усть-Орды свирепствовала банда бурята Мяхулки. Бурятские налетчики ограбили Косыгина вместе с его попутчиками. «Забрали все деньги и ценные вещи, но, слава богу, оставили живым», — смеясь, рассказывал Алексей Николаевич. Позднее знаменитого Мяхулку убил внедренный в банду гэпэушник. Отомстил за Косыгина.

Много пациентов было у Хардаева из богемы. Он был близко знаком с матерью актера Юрия Яковлева и его первой женой актрисой Екатериной Райкиной, дочерью Аркадия Райкина. Был лечащим врачом у поэтессы Агнии Барто, тогдашней суперзвезды советского кино Татьяны Лавровой («9 дней одного года»), актеров Малого театра Никиты Подгорного, Виктора Хохрякова, Михаила Яншина. Сейчас их имена, конечно, уже подзабыты, но Эрнст Казакович хранит их в своей памяти. Общение с этими неординарными и яркими личностями многое дало ему как человеку и врачу.

Лошади и автомобили

В работе заключается главный смысл жизни Эрнста Хардаева. Даже сейчас, достигнув 70-летия, он остается в строю — консультант отделения реанимации.

Впрочем, ветеран находит время и на две другие давние и вспоглощающие страсти — лошади и автомобили. Любовь к лошадям передал ему отец Казак Хардаев, офицер Бурятского кавалерийского дивизиона, квартировавшего на Дивизионной и назвавшего сына в честь немецкого коммуниста Эрнста Тельмана.

В московский период своей жизни Эрнст Казакович по вечерам и выходным работал наездником на ипподроме — по конкуру и выездке. А вернувшись в Улан-Удэ, начал убеждать своего тестя Николая Буиновича Пивоварова, тогдашнего председателя Совмина БурАССР, построить ипподром. Через Гос­план удалось пробить этот проект. Тем же путем, а также с подключением Минтранса и Минпрома республики удалось выйти на директора АвтоВАЗа и пробить станцию технического обслуживания «Жигулей» в Улан-Удэ.

Так человеческие страсти Эрнста Казаковича, его неуемная энергия и пробивные способности помогли всем бурятским «лошадникам» и автолюбителям. Эту энергию он сохраняет и в 70 лет. С виду он выглядит лет на 20 — 30 моложе, до сих пор бегает и играет в настольный теннис. Правда, теперь у него появилась новая всепоглощающая страсть — воспитание внучат. Жизнь продолжается.

Автор: Александр Махачкеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях