Человек года 2011
5021

Светлана и ее команда

Светлана Аккузина

Об этой семье Светлана Аккузина прослышала от односельчан. «Пьют безбожно, нигде не работают, а у самих детки мал мала меньше — двое школьники, еще двое совсем махонькие. Права у них родительские собираются отбирать, и правильно», — рассуждали жители Каменска

У Светланы сжалось сердце. Саму ее воспитывала одна мать, отец ушел из семьи. Жили бедно, считали каждую копейку, не хватало крепкого отцовского плеча. А совсем без родителей как же? В детском доме у ребятишек не будет ни материнского тепла, ни отцовской заботы, все казенное, неродное.

Дом алкоголиков Светлана нашла сразу. Покосившаяся калитка, заваленный мусором двор, мутно «глядят» грязные окна. Прошла в дом. На душе заскребли кошки — не увидела внутри ни одной, самой завалявшейся игрушки, даже не сразу поймешь, что в этом доме живут дети. Валяются бутылки — виновники несчастья, окурки, грязное белье.

— Эй, хозяева, — кликнула Светлана, ежась от холода.

Из комнаты, шатаясь, вышла женщина с измятым, пропитым лицом.

— Милая, что ж тут у тебя так холодно-то? Давай-ка печку затопим, — по-хозяйски начала распоряжаться Светлана. — Ты готовить умеешь? Хочешь, научу пирожки с капустой стряпать? У меня такой рецепт интересный есть…

К этой семье Светлана пришла еще не раз. Разговаривала — не строго читала мораль, а по-соседски, по-приятельски давала советы, помогала налаживать быт. Прогресс наступал медленно, но верно — сначала алкоголики привели в порядок дом, потом двор с огородом, а после забрали детей от бабушки с дедушкой. В доме вновь послышался детский смех.

Родительские права у семьи отнимать не стали. Попросту не за что отнимать стало: родители бросили пить, устроились на работу. После этой истории Светлана Аккузина всерьез задумалась: ведь многим нужно помочь, пусть даже простым человеческим участием. Так родилась идея необычного проекта — Бурятская общественная организация защитников правопорядка и соблюдения законности.

Правнучка декабриста

Возможно, бунтарский дух и нежелание мириться с существующим строем Светлане передались от прадеда, ссыльного декабриста Антенгина Сокольникова. Родилась Светлана Георгиевна в счастливый год — 1945-й в Нижнем Ангарске. В семь лет семья переехала в Каменск, там же Света пошла в первый класс. В одном классе с ней учились и дети участников Великой Отечественной войны, и дети пленных немцев.

— Слава богу, что до нас политические дрязги не доходили. Одноклассников-немцев мы никогда не обижали и не упрекали, крепко дружим до сих пор, — вспоминает она.

Годы детства были тяжелыми — мать трудилась на заводе, отец ушел, когда Светлане было всего пять лет. В четыре утра вставали в очередь за куском хлеба. Детство научило Светлану, что, какой бы трудной ни была жизнь, главное — помогать друг другу и ценить семью.

В школе Светлана была старостой класса и вытягивала отстающих, потом стала старостой в институте, после — в деревне. Стала учительницей физкультуры у начальных классов, потом получила второе высшее и начала совмещать преподавание физкультурой с биологией. Потом вела занятия у группы продленного дня.

С мужем Светлана познакомилась на танцах. Тогда девушка не придала особого значения знакомству с щеголеватым парнем. Петр приехал из Горького и выглядел модным городским франтом.

— Я в то время работала грузчицей на хлебозаводе. На следующий день после танцев сажусь в автобус. Была после работы, в рабочей телогрейке, уставшая, смотрю — сидит вчерашний знакомый, модный, красиво одетый. Я зубы сжала, села так независимо, решила, что он ко мне даже подойти не захочет. Ан нет, подошел, — смеется Светлана.

Душа в душу живут Светлана и Петр Аккузины уже почти 50 лет, у них трое детей, пятеро внуков, двое правнуков.

Чужих проблем не бывает

Бурятская общественная организация защитников правопорядка и соблюдения законности, которую создала Светлана Аккузина, занимается всеми наболевшими вопросами: преступностью, алкоголизмом, проблемами одиноких пожилых людей и даже некачественным капитальным ремонтом.

Детищу Светланы всего полгода, но в организации состоит уже более 80 человек. Вначале в нее вошли муж Петр и близкие подруги, затем бывшая учительница проехалась по Кабанскому району и сплотила вокруг себя большой разношерстный коллектив — здесь и учителя, и врачи, и студенты, и прочие жители района, уставшие от беспредела.

Одними из первых к правозащитникам с просьбой о помощи обратились жители многоквартирного дома, в котором был проведен некачественный капитальный ремонт. Жители обращались к подрядчику, ТСЖ, администрации, но все только разводили руками. Благодаря вмешательству общественной организации в 44-квартирном доме поменяли трубы горячего водоснабжения.

Сейчас организация требует незамедлительного решения проблемы со зданием, которое признано пожароопасным и уже однажды горело. В здании находится каменский торговый рынок. Несмотря на постановление суда, владелец закрывать рынок не торопится. Светлана считает, что под угрозой жизни более сорока продавцов и посетителей. Она опасается повторения «Хромой лошади» и обила уже немало порогов. Однако чиновники пока предпочитают не вмешиваться.

Человек человеку не волк

— Проблемы района должны решать сами жители этого района, — уверена Светлана Аккузина.

Она считает, что слова простого человека порой оказываются куда действенней слов политиков. И алкоголику, и наркоману, и преступнику, по ее мнению, нужно обычное человеческое участие, чтобы кто-то выслушал его, помог житейским советом.

— Все в жизни поправимо. Пьет, потому что нет работы? Так подсобное хозяйство вести можно, огород. Проблемы в личной жизни? Так пьют-то в основном молодые, у них же все впереди! Вот у нас женщина аж в 70 лет замуж вышла, — смеется Светлана.

Проблемы молодежи организация тоже не обходит вниманием — проводит лекции с участием психологов и врачей-наркологов, показывает в школах фильмы о вреде наркотиков и алкоголя, вместе с правоохранительными органами устраивает рейды по клубам и забегаловкам.

— Нельзя сказать, что появились какие-то конкретные результаты, — говорит Светлана Аккузина, — борьба с алкоголизмом, наркоманией и преступностью — процесс длительный.

Организация создала общество трезвенников, людей, которые вдохновляют своим примером тех, у кого проблемы с алкоголем. Многих алкоголиков Кабанского района можно уже назвать бывшими. Сейчас Светлана мечтает расширить организацию и сделать ее республиканской, планирует провести день трезвенника.

— На примере Кабанского района можно увидеть, — рассказывает она, — что такие общественные движения нужны и полезны. Думаю, что применить такую модель можно к любому району — проблемы везде одинаковы.

Сейте разумное, доброе, вечное

Светлана Георгиевна горячо благодарит тех, кто помогает организации, с теплотой говорит об участниках. О себе рассказывает смущаясь, считает, что «ничего такого особенного» не сделала. А ведь для многих она стала ангелом-хранителем в их непростых жизненных историях. Старается не обходить вниманием и человеческим участием даже тех, от кого все отвернулись.

— Как-то, когда была старостой деревни, разносили с подругами подарки пожилым вдовам и вдовцам в честь Дня пожилого человека. Подарки были символические — чаек, печеньки, — рассказывает Светлана. — Зашли к вдовцу, который убил свою жену и отсидел за убийство срок. Его сельчане не любят, многие даже презирают. А нам жалко его стало. Он благодарил почти со слезами — и не за чай и печенье, а за внимание и заботу…

Бурятская общественная организация — объединение некоммерческое и существует только на добровольных началах, иногда на деньги благотворителей. Нередко Светлане приходится вкладывать свои личные сбережения, не говоря уже о времени и силах. Но бывшую учительницу трудности не пугают.

Информационный партнер проекта



Телекомпания "Тивиком"



Партнеры проекта: 
Администрация президента и правительства Республики Бурятия, Администрация города Улан-Удэ, Улан-Удэнский городской Совет депутатов

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях