Государство особое внимание оказывает вопросу контроля в сфере размещения государственных контрактов. Государственный или муниципальный контракт – договор, заключённый заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Многие организации участвуют в тендерах, чтобы получить право на строительство дорог и крупных объектов, на поставку канцелярских товаров для госучреждений и поставку продуктов питания для школ и больниц, для оказания услуг по санаторно-курортному лечению и проведения ремонта административных зданий. Госконтракт – это гарантированная плата за проведённые работы, поставленные товары и оказанные услуги. Многие поставщики – это настоящие профессионалы, которые честно и добросовестно исполняют условия контракта, честно и добросовестно декларируют доходы и уплачивают налоги в бюджет.
Но, к сожалению, не все поставщики товаров, работ и услуг являются безукоризненными налогоплательщиками. За оказанные работы, поставленные товары и оказанные услуги поставщики, согласно госконтракту, получают денежные средства. Но некоторые из них в целях минимизации налогового бремени не отражают полученные доходы в налоговой декларации. По данным единого портала госзакупок (zakupki.gov.ru), по республике в 2010 году было исполнено 4,7 тыс. госконтрактов на общую сумму 4,5 млрд. рублей из федерального бюджета.
Информация о государственных контрактах используется в ходе мероприятий налогового контроля и проведения предпроверочного анализа. В результате сопоставления сведений о госконтрактах и представленных деклараций четыре организации были включены в план выездных налоговых проверок, по результатам двух проверок дополнительно в бюджет доначислено около 20 млн. рублей. Включение организации в план проведения выездной проверки является крайней мерой воздействия на налоговую дисциплину. В основном расхождения налоговой отчётности устраняются на стадии камеральной проверки. На предложение инспекций о даче пояснений по фактам расхождений плательщики, уличённые в недобросовестности, как правило, представляют уточнённые декларации.
Кроме этого, используются сведения о заключённых государственных контрактах, финансируемых из республиканского бюджета, а также реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей господдержки в виде субсидий.
В настоящее время многие организации получают субсидии из бюджетов различных уровней, в связи с чем УФНС России по Республике Бурятия сообщает, что в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). С 2010 года к ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учёт доходов (расходов), полученных (понесённых) в рамках целевых поступлений.
В частности, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществлённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьёй 324 Налогового кодекса РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Что касается субсидий из бюджетов, полученных коммерческими организациями, то они подлежат учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. Внереализационный доход в виде полученной субсидии, по правилам пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ, признается организацией на дату поступления денежных средств на расчётный счёт.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия.
www.r03.nalog.ru
Пресс-релизы
1704